Правовые нормы и правила поведения на воде и советы владельцам лодок

ГАРАНТ:

См. правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 6 июля 2020 г. N 487

I. Общие положения

в) перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

Техосмотр для лодок

Для каких маломерных плавсредств требуется проведение ежегодного техосмотра?

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации суда, подлежащие государственной регистрации, подлежат классификации и освидетельствованию.

В соответствии с утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 820 Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации (для маломерных судов, не прошедших очередное освидетельствование во время классификации) или до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего очередного освидетельствования.

Таким образом, маломерное судно, используемое в некоммерческих целях, подлежит освидетельствованию (комплекс мероприятий, проводимых в целях установления возможности безопасного плавания маломерного судна в соответствии с категорией сложности района плавания) один раз в пять лет — за исключением случаев, при которых требуется проведение внеочередного освидетельствования, которое проводится в случаях устранения повреждений, угрожающих безопасности плавания маломерного судна, осуществления ремонта или модернизации маломерного судна без изменений, влекущих изменение присвоенной категории сложности района плавания маломерного судна, но с существенным изменением в конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, а также при осуществлении перехода (перегона) за пределами присвоенной категории сложности района плавания.

Таким образом, маломерное судно, используемое в некоммерческих целях, подлежит освидетельствованию (комплекс мероприятий, проводимых в целях установления возможности безопасного плавания маломерного судна в соответствии с категорией сложности района плавания) один раз в пять лет — за исключением случаев, при которых требуется проведение внеочередного освидетельствования, которое проводится в случаях устранения повреждений, угрожающих безопасности плавания маломерного судна, осуществления ремонта или модернизации маломерного судна без изменений, влекущих изменение присвоенной категории сложности района плавания маломерного судна, но с существенным изменением в конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, а также при осуществлении перехода (перегона) за пределами присвоенной категории сложности района плавания.

Бортовой номер маломерного судна

Важные изменения претерпели в 2018 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.

Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов: 2 буквы; 4 цифры; цифровое обозначение региона России; буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.

При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.

Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5–2 см.

В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.

Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2019 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей:

Правила плавания по внутренним водным путям

Для того чтобы получить права правила движения на воде маломерных судов изучаются, но часто о них забывают. Они описаны в КВВТ Российской Федерации от 2001 года. Действуют они на ВВП, исключением являются только реки с морским режимом. Правила распространяются на экипажи судов, ИП, юридических и других лиц, которые осуществляют судовое хождение на внутренних водных путях. К плаванию допускаются зарегистрированные в ГИМС плавательные средства, имеющие на борту регистрационный знак и государственный флаг.

Управлять речным или морским судном разрешено лицу, которое имеет соответствующую квалификацию. Судоводитель ответственен за соблюдение КВВТ, а также за безопасность пассажиров. Экипаж должен исключать ситуации, несущие опасность для жизни, повреждения судна, загрязнения окружающей и водной среды.

Борт надо оснастить спасательными предметами, которыми пользуются в случае происшествия. Судоводитель, заметив аварию на воде, обязан немедленно оказать помощь, если она требуется. Об аварии, транспортном происшествии, повреждениях судна необходимо сообщить диспетчеру ближайшего порта.

У каждого объекта есть позывной сигнал и номер судовой станции для связи по спутнику, но это зависит от технического оборудования плавательного средства. Исключение составляют только судовые шлюпки — на них указывают название и вместительность.


О чем нужно позаботиться до выхода на воду

До выхода в водное пространство рекомендуем вам:
1) каждый раз проверять лодку на предмет целостности и безопасности, убедиться в работоспособности радио и навигационных гаджетов — это поможет избежать непредвиденных ситуаций с поломкой посреди моря или океана, где некому будет предложить помощь;
2) быть в курсе погодных условий вашей местности — в прогнозе погоды обычно предоставляется информация о силе и направлении ветра, есть штормовые предупреждения, но прогнозы не всегда точны, поэтому нужно научиться самостоятельно определять погодные изменения по приливам, затянутому тучами небу и другим физическим признакам;
3) обязательно запастись спасательными жилетами — в случае аварии жилеты могут спасти вам жизни, предотвратив утопление, причем жилет должен быть надет на каждого члена экипажа, а не лежать в лодке, заваленным другими вещами;
4) перед выходом на воду, особенно на чужой лодке, необходимо уточнить, какие на ней есть емкости непотопляемости, а также средства для спасения (спасательные круги должны быть в количестве по одному на каждого человека, особенно на металлической лодке).

Не забывайте, что пребывать на лодке детям до 16 лет можно только в сопровождении взрослых. Перед отправлением в плавание лучше взять с собой помощника, который сможет заменить вас в случае непредвиденных обстоятельств или аварийной ситуации. Такой человек должен быть в состоянии управлять лодкой, если вы по каким-либо причинам не сможете этого делать.

Водитель на лодке с рулевым или транцевым управлением на свое запястье должен одевать аварийный шнурок, который соединен с кнопкой экстренного выключения работающего мотора — при выпадении за борт можно быстро выключить мотор, чтобы не покалечиться от работающего винта. К тому же доплыть до лодки будет проще, ведь она не уйдет далеко, а поплывет по течению рядом с вами.

Изменения правил движения судов

Значительная часть новых правил посвящена приоритету и порядку входа на разные водные объекты.

Например, при маневрировании судов очевидно указано на правило приоритета правой руки, как в дорожном движении. Также парусные суда обладают абсолютным приоритетом – их обязаны пропускать все, тогда как моторные суда напротив, обладают самым низким приоритетом и пропускают все остальные типы судов.

При движении вблизи водных объектов скорость судна необходимо ограничивать таким образом, чтобы исключить образование волн.

При буксировки любого судна или устройства отдельный человек должен наблюдать за буксируемым судном или устройством.

Строго запрещено заходить под парусом или мотором в акватории пляжей и мест массового прибрежного отдыха.

Также запрещено швартоваться, останавливаться и становиться на якорь в пределах фарватера, возле навигационных знаков, под мостами.

Ну и важное нововведение, к которому подводили последние несколько лет — обязательное ношение спасательного жилета во время плавания на любом судне, в том числе и на судах, не подлежащих регистрации. Даже на надувной весельной лодке, и даже если недалеко от берега — надеть жилет все равно придется.

Порядок поведения при нахождении в воде

Надо помнить, что в случае непредвиденных и опасных ситуаций на судне или за бортом, в целях сохранения жизни:

пассажирам рекомендуют сбросить обувь и все то, что не плавает;

находясь далеко от берега, в холодной воде, рекомендуют одежду не сбрасывать во избежание резкого переохлаждения;

находясь в открытом море, необходимо соблюдать следующие основные требования: надо неукоснительно выполнять все указания и распоряжения членов команды корабля. Все спасательные плавсредства должны держаться вместе и не удаляться от места гибели корабля, при условии, что нет надежды самостоятельно добраться до берега. Близость берега можно определить по появлению на воде веток с листьями и морских птиц.

В первый день нахождения в море не рекомендуется пить. Исключение делается для больных и раненых. В последующие дни пить надо понемногу несколько раз в день (всего не более 0,5-0,6 л). Морскую воду нельзя пить ни при каких обстоятельствах: жажду она не утоляет, а заболевания вызывает. Есть можно только аварийный запас еды. Если нет достаточного запаса питьевой воды, не следует употреблять в пищу морских рыб или птиц.

Пассажирам и туристам надо знать, что при температуре воды 4 градуса время выживания в воде составляет 30 минут, при температуре 10 градусов – 2 часа, если плыть, и 4 часа, если оставаться на месте. Правилами по безопасности рекомендуется для увеличения срока выживания при нахождении в воде поджать колени к животу, сложить руки на груди. Если вы оказались в воде с группой людей, необходимо собраться всем вместе, так как в таком состоянии есть возможность поддерживать и согревать друг друга.

немедленно бросить пострадавшему спасательное средство;

Права и техосмотр

По утвержденным правилам на воде, на лодку с мотором мощностью свыше пяти лошадиных сил нужно удостоверение на право управления. В таком случае она считается маломерным судном.

Техническое освидетельствование проводится обязательно для маломерных судов. К таковым принадлежат плавсредства длиной до двадцати метров. Максимум они могут перевозить до двенадцати пассажиров.

  1. Лодка без регистрации не нуждается в техосмотре.
  2. Частные гребные суда, которые передвигаются во внутренних водах, также не нужно подвергать техосмотру, даже если их вес больше двухсот кило. Но регистрировать опять же придется.

По правилам, предоставить лодку на очередной техосмотр нужно как на берегу, так и на воде. Таким образом судно проверяют на непотопляемость, управляемость, плавучесть и другие качества. А на земле осматривают корпус, силовую систему и прочее.

Техосмотр необходим по следующим показателям.

  • Самодельные лодки без сертификатов после регистрации в ГИМС.
  • По истечении пяти лет, когда подходит время для очередного освидетельствования.
  • При переезде в другой субъект РФ.
  • Если во время ТО были нарекания, нужно их устранить и вновь привезти судно на осмотр.
  • При замене подвесного лодочного мотора или установке стационарного.
  • По желанию владельца лодки.
Читайте также:  Как решить проблемы охотников законным путем

Новенький катер или лодка осматривается только на суше. Инспектор изучит документы, вместимость, требования по грузоподъемности, допустимой мощности и возможности установки более одного движка.

Кроме того, при первом освидетельствовании учитываются минимальная высота борта, волны, которая не накроет судно, наличие спасательных средства, сигнальных огней и других обязательных вещей.

Плановое ТО проводится до начала использования судна или до завершения срока в пять лет со дня отметки о прошлом освидетельствовании. Если хозяин не пользуется плавсредством, то показать его инспекторам нужно опять-таки до начала заплывов.

Техническое освидетельствование осуществляется в следующем порядке.

  1. Инспектор приезжает к месту, где находится судно.
  2. Во время демонстрации на прицепе исследуется корпус, табличка с информацией, на движке и фотографируется общий план.
  3. Изучается содержимое лодки и присутствие обязательных устройств.
  4. Затем приходит черед к осмотру на воде: ход на разных передачах во время движения и другие возможности.
  5. Заполняется акт ТО, который в дальнейшем передается в ГИМС.
  6. Последняя инстанция выдает судовой билет со штампом о ТО.

Если какие-либо требования не соблюдены, найдены несоответствия или лодка и вовсе неисправна, заветного штампа не получить. Понятно, что тогда выходить на воду на таком судне запрещается.


Если же они не соблюдаются, то можно отделаться предупреждением, штрафом либо лишиться прав. Последнее наказание возлагается на судебные органы.

Основные правила безопасности

Наличия документов по управлению плавательным средством недостаточно, нужно еще и изучить правила движения по внутренним водным путям. Перед тем как выйти на водный маршрут нужно убедиться в безопасности лодки и наличии необходимого снаряжения, повторить основы правил безопасного поведения на воде. Путешествуя по воде, нужно быть уверенным в себе, гарантируя 100% безопасность Вашим пассажирам.

Ни в коем случае не отправляйтесь на такой отдых, если не умеете плавать. Нельзя употреблять алкоголь во время путешествия. У нетрезвого человека нарушается реакция и пропадает ощущение опасности. Все это может привести к несчастному истечению обстоятельств.

Запрещается :

— Использовать, то есть плыть на неисправном, неподготовленном судне;

— усаживаясь в лодку, ни в коем случае не опирайтесь на борт;

— нырять с бортов и раскачивать лодку;

— пересаживаться и сидеть на борту;

— чрезмерно перегружать плавательное средство;

— выходить на лодке во время неблагоприятной погоды, например, сильный шторм. Также не рекомендуется плыть при густом тумане, тем более, нулевой видимости. Кстати говоря, ночью также выходить «в Море» нельзя;

— передвигаться посреди речного фарватера и поблизости плотин;

— Если Вы не имеете на борту спасательных средств, даже не думайте двигаться с места;

— передвигаться на катере вблизи там, где много купающихся, проплывать рядом с людьми.

О многом стоит позаботиться еще заранее. Для подготовки к походу рекомендуется:

— Тщательно проверьте Вашу лодку на вопрос поломок, трещин;

— проверить на работоспособность радиостанции и приборы навигации;

— знать основы судоходства (окраску бакенов и обозначения мелей);

— Изучить прогнозы погоды. При этом не упуская все детали, такие как — направление и силу ветра, дождь, туман;

— нужно уметь самостоятельно вычислять изменения погоды;

— иметь спасательные круги и жилеты для каждого члена команды (жилеты лучше сразу надеть);

— хорошо иметь небольшой трап для подъема из воды (дюралевый или веревочный);

— лодка должна быть оборудована мощными фонарями;

— обязательно поместите аптечку в водонепроницаемый пакет;

— у пассажиров должны быть зачехленные ножи (например, чтобы освободиться от сетей);

— Любая электроника также должна быть помещена в герметичное пространство;

— путешествовать в удобной одежде и обуви.

Лица, которым не исполнилось 16 лет, могут находиться в лодке только под наблюдением взрослых. Рекомендуется отправляться в плавание не одному, лучше нужно ехать с надежным помощником. В непредвиденных ситуациях, например, авария, Ваш друг возьмет управление, а может и вовсе, все под свой контроль.

— путешествовать в удобной одежде и обуви.

Правовые нормы и правила поведения на воде и советы владельцам лодок

Довелось как-то в прошлом году посетить южный берег Финского залива. Немного западнее дамбы, примерно напротив поселка Большая Ижора и чуть дальше в сторону Лебяжьего с целью «погонять» судака.

Места, понятное дело, всем отлично известные. И, если благоприятная погода, то на относительно небольшом пятачке, где сосредоточена основная часть рыбы, уже за пару часов до захода солнца сосредотачивается не один десяток, а то и пара сотен лодок. Причем лодок самых разных. Начиная от катеров, длиной 17-20 футов и до небольших надувных лодок, оснащенных небольшими 2-5 сильными моторами. Совсем небольшое удаление от берега в условиях тихой погоды, делает такую рыбалку комфортной и относительно безопасной, поэтому и собирается такой количество лодок в одном месте. Понятно, что подавляющее большинство судов на этой акватории, регистрации не подлежит и, естественно, номеров на борту не несет.

Всё бы ничего, но попадая в подобное скопление, начинаешь очень нервозно себя чувствовать. Дело в том, что, к сожалению, для довольно многих владельцев «нерегистратов» никакие правила поведения на воде и расхождения со встречными и попутными судами не писаны. За один лишь вечер мне примерно раз десять «приехали» в левый борт шкиперы, которые и не догадывались, что правило – «ПРОПУСТИ ПОМЕХУ СПРАВА» действует также и на воде. Что пересекать курс под самым форштевнем также со своего правого борта – это не просто нарушение, а реальная подстава, которая чревата не только порчей собственных снастей и потерей приманок, но и повреждением, иногда и очень серьезным, мотора судна, курс которого пересекают. Попадание и намотка рыболовного шнура под винт на гребной вал, почти в 100% случаев приводит к выходу из строя сальников, со всеми, что называется, вытекающими последствиями – повреждением шестерней редуктора. А если особо «повезет», то и вертикального вала и возможно, что и маховика. Таких случаев в истории любого сервис-центра в Питере, было вполне достаточно, чтобы об этом еще раз сказать.

Я не думаю, что купивший велосипед или не подлежащее регистрации моторное средство передвижения по дорогам, при выезде на городские магистрали не откроет Правила Дорожного Движение. Хотя бы, чтоб ознакомиться с ними в общих чертах. А вот на воде вновь появившаяся и, причем, довольно значительная часть водно-моторной публики ознакомиться хотя бы в общих чертах с Правилами поведения при управлении маломерным судном не удосужилась.

В связи с этим хочется напомнить, что у любого шкипера, оказавшегося за румпелем или за штурвалом маломерного судна не подлежащего регистрации (при управлении зарегистрированным судном в кармане должны лежать Права, полученные по окончании курсов судовождения и их это касается лишь в минимальной степени), кроме прав, есть и обязанности, и, если хотите, ряд ограничений. Часть из них определена производителями судов, которые устанавливают максимальную загрузку судна, максимальную мощность мотора, который может оказаться на транце судна. А также — максимальное удаление от берега или от места укрытия и максимальную высоту волны, при которой эксплуатация этого судна разрешается. Нарушение этих требований, понятное дело, останется на совести шкипера, но… лишь до поры, до времени. Если произошла драма или, не дай Бог, трагедия, то отвечать придется, уже невзирая на не «зарегистрированность судна».

Итак, какими же нормами Права, ограничено на воде поведение шкипера. Речь пойдет пока только об административных нарушения, за которые может быть наложено ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ или АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ.

Открываем КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Хочу начать со статьи 1.5. Презумпция невиновности.

Вина должна быть доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

О каких случаях может идти речь? Они отражены в, пожалуй, единственной статье, которая в полной мере относится к шкиперам как зарегистрированных МС, так и «нерегистратов» —

КоАП РФ, Статья 11.7. Нарушение правил плавания.

  1. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленнойскорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков —влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

На большинстве федеральных водоемов и акваторий субъектов Федерации никаких ограничений не вводится. Но, на отдельных из них, ряд ограничений вводит

Приказ Минтранса России от 10.07.2013 N 235 «Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2013 N 29961)

Нас, водномоторников, касается пункт второй этого документа. Он гласит:

  1. Движение судов габаритной длиной менее 20 метров, спортивных парусных и прогулочных судов вблизи пляжей, районов массового отдыха населения на воде разрешается со скоростью не более 12 км/час, а в акваториях речных портов, на искусственных каналах, в пределах границ населенных пунктов, рейдов, в районах стоянок судов — со скоростью не более 15 км/час.

Для большинства рыбаков любителей, предпочитающих рыбалку на юге Ладоги или Онеги, такими искусственными каналами будут обводные каналы Ладоги (причем, как новый, так и старый) и Онеги. Контроль за соблюдением скоростного режима на этих водных артериях возложен на ГИМС МЧС.

В этом же пункте КоАПа упоминаются «ОГНИ» и «ЗНАКИ».

С этого года введено новое требование. Все зарегистрированные суда либо на флагштоке, либо на бортах должны нести Национальный Флаг.

С огнями все несколько сложнее. Пользование ими регламентируют Правила Плавания по Внутренним Водным Путям (ППВВП) России.

ПРИКАЗ

от 14 октября 2002 г. N 129

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Выделю лишь то, что непосредственно касается. Во- первых, это интервал, когда они должны быть включены.

  1. Требования, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью). При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения.
  1. Судоводителям запрещается использовать осветительные устройства и прожекторы, если они могут вызвать ослепление, создающее опасность или помехи для судоходства.
  1. Самоходное маломерное судно должно нести:

Бортовые огни могут быть скомбинированными в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части.

И если в судовом билете регистрируемого комплекта это всё указано, то для не регистрируемого – это обязательное требование, установленное Законодателем. Скорее всего, на владельца «нерегистрата» не будет наложен штраф, но его на совершенно законных основаниях могут просто попросить «покинуть тусовку любителей ночной ловли судака». А ведь топовый — круговой белый огонь мог бы легко решить все проблемы…

Читайте также:  Оптоволоконная мушка на ружье: виды и советы по выбору

Всё бы ничего, но попадая в подобное скопление, начинаешь очень нервозно себя чувствовать. Дело в том, что, к сожалению, для довольно многих владельцев «нерегистратов» никакие правила поведения на воде и расхождения со встречными и попутными судами не писаны. За один лишь вечер мне примерно раз десять «приехали» в левый борт шкиперы, которые и не догадывались, что правило – «ПРОПУСТИ ПОМЕХУ СПРАВА» действует также и на воде. Что пересекать курс под самым форштевнем также со своего правого борта – это не просто нарушение, а реальная подстава, которая чревата не только порчей собственных снастей и потерей приманок, но и повреждением, иногда и очень серьезным, мотора судна, курс которого пересекают. Попадание и намотка рыболовного шнура под винт на гребной вал, почти в 100% случаев приводит к выходу из строя сальников, со всеми, что называется, вытекающими последствиями – повреждением шестерней редуктора. А если особо «повезет», то и вертикального вала и возможно, что и маховика. Таких случаев в истории любого сервис-центра в Питере, было вполне достаточно, чтобы об этом еще раз сказать.

С Днем Учителя!

Телефоны:
5-30-37 – детский сад № 4.
8-908-925-52-67 – детский сад № 1.
Телефон для справок МОУО – Отдела образования – 5-21-10.

Правила поведения на водном транспорте

Человек всегда мечтал летать в небе, как птица и плавать в воде, как рыба. Поэтому он и изобрёл воздушный транспорт: самолёты, вертолёты, ракеты. А также водный транспорт: плоты, лодки, катера, сухопутные суда и т.д. С начала, конечно, все эти приспособления были самыми примитивными, но сегодня такой водный транспорт, как крейсер сделан с использованием последних технологий. Именно поэтому современные корабли – это целые плавучие города, с бассейнами, ресторанами, фитнесс-центрами, даже улицами и магазинами.

Однако, не смотря на всю эту роскошь, почти ежедневно представители прессы сообщают о возгорании или потоплении того или иного судна. Ведь корабль, даже самой прочной конструкции может:

сбиться с правильного курса;

наткнуться на мель;

напороться на один из плавучих ледяных глыб (так как это было с легендарным «Титаником»;

может столкнуться с другим кораблем;

попасть в шторм и перевернуться на бок;

попасть в водоворот и т.д.

В любом случае, человек, путешествующий на водном транспорте, должен знать правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Для этого, необходимо внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности, который проводится капитаном судна. Следует обратить внимание на то, где находятся спасательные шлюпки и жилеты. Затем нужно прочитать инструкцию или поинтересоваться у капитана, как пользоваться спасательными жилетами, как правильно спускать шлюпку и садиться в неё. Кроме того, даже если ситуация критическая, команда корабля не может самостоятельно разрешить ситуацию, то не стоит заблаговременно паниковать и бездумно бегать по кораблю. В любой ситуации пассажир должен держать себя в руках и сохранять здравый рассудок. Потому, как часто во время паники люди оказываются попросту задавленные другими пассажирами. К тому же все действия по эвакуации пассажиров будут проводиться под чётким контролем капитана и его команды. О планах дальнейших действиях капитан оповестит всех пассажиров с помощью радиотрансляции.

взять с собой только самые необходимые вещи (деньги, документы, одеяло, спички, аптечку, еду и воду);

Новости

08.06.2020 11:41 Просмотров: 5930 Памятка о безопасности на водоёмах в летний период

С наступлением долгожданного лета сотни людей устремляются на отдых к водоемам. Вода — добрый друг и союзник человека, помогающий получить максимум удовольствия от отдыха и укрепить здоровье. Но в то же время она не терпит легкомысленности и может являться источником повышенной опасности. Последствия легкомысленного поведения будут самыми тяжелыми. Чтобы их избежать, каждый человек должен знать элементарные правила безопасности на воде.

ПАМЯТКА о безопасности на водоёмах в летний период

Поведение на воде

Наступил долгожданный купальный сезон. Сотни жителей устремляются в выходные дни поближе к воде. Свежий воздух, солнце, купание не только доставляют удовольствие, но и служат хорошим средством закаливания организма. Вместе с этим вода регулярно уносит жизни. Помните: купание в нетрезвом виде может привести к трагическому исходу!

При купании недопустимо:

1. Плавать в незнакомом месте, под мостами и у плотин.

2. Нырять с высоты, не зная глубины и рельефа дна.

3. Заплывать за буйки и ограждения.

4. Приближаться к судам, плотам и иным плавсредствам.

5. Прыгать в воду с лодок, катеров, причалов.

6. Хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде.

Избегайте употребление алкоголя до и во время нахождения в воде или у береговой линии. Алкоголь ухудшает чувство равновесия, координацию движений и самоконтроль.

Не умеющим плавать купаться только в специально оборудованных местах глубиной не более 1-2 метра!

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ купание на водных объектах, оборудованных предупреждающими аншлагами «КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО!»

Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ:

РОДИТЕЛИ, РУКОВОДИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПЕДАГОГИ!

Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС! В связи с наступлением жаркой погоды, в целях недопущения гибели детей на водоемах в летний период обращаемся к Вам с убедительной просьбой: провести разъяснительную работу о правилах поведения на природных и искусственных водоемах и о последствиях их нарушения. Этим Вы предупредите несчастные случаи с Вашими детьми на воде, от этого зависит жизнь Ваших детей сегодня и завтра.

Категорически запрещено купание:

– детей без надзора взрослых;

– в незнакомых местах;

– на надувных матрацах, камерах и других плавательных средствах (без надзора взрослых);

Необходимо соблюдать следующие правила:

– Прежде чем войти в воду, сделайте разминку, выполнив несколько легких упражнений.

– Постепенно входите в воду, убедившись в том, что температура воды комфортна для тела (не ниже установленной нормы).

– Не нырять при недостаточной глубине водоема, при необследованном дне (особенно головой вниз!), при нахождении вблизи других пловцов.

– Продолжительность купания – не более 30 минут, при невысокой температуре воды – не более 5-6 минут.

– При купании в естественном водоеме не заплывать за установленные знаки ограждения, не подплывать близко к моторным лодкам и прочим плавательным средствам.

– Во избежание перегревания отдыхайте на пляже в головном уборе.

– Не допускать ситуаций неоправданного риска, шалости на воде.

ПАМЯТКА

Если тонет человек:

– Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»

– Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».

– Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.

– Если хорошо плаваете, снимите одежду и обувь и вплавь доберитесь до тонущего. Заговорите с ним. Если услышите адекватный ответ, смело подставляйте ему плечо в качестве опоры и помогите доплыть до берега. Если же утопающий находится в панике, схватил вас и тащит за собой в воду, применяйте силу. Если освободиться от захвата вам не удается, сделайте глубокий вдох и нырните под воду, увлекая за собой спасаемого. Он обязательно отпустит вас. Если утопающий находится без сознания, можно транспортировать его до берега, держа за волосы.

Если тонешь сам:

– Снимите с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.

– Перевернитесь на спину, широко раскиньте руки, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов.

Прежде, чем пойти купаться, не забудьте взять с собой английскую булавку. Она поможет вам, если в воде начнутся судороги. Если же у вас свело ногу, а булавки при себе нет, ущипните несколько раз икроножную мышцу. Если это не помогает, крепко возьмитесь за большой палец ноги и резко выпрямите его. Плывите к берегу.

Вы захлебнулись водой:

– не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне;

– прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками;

– затем очистите от воды нос и сделайте несколько глотательных движений;

– восстановив дыхание, ложитесь на живот и двигайтесь к берегу;

– при необходимости позовите людей на помощь.

ПАМЯТКА

Правила оказания помощи при утоплении:

1. Перевернуть пострадавшего лицом вниз, опустить голову ниже таза.

2. Очистить ротовую полость.

3. Резко надавить на корень языка.

4. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов – добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка.

5. Если нет рвотных движений и пульса – положить на спину и приступить к реанимации (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). При появлении признаков жизни – перевернуть лицом вниз, удалить воду из легких и желудка.

6. Вызвать “Скорую помощь”.

Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде не более 6 минут.

НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ ПОСТРАДАВШЕГО БЕЗ ВНИМАНИЯ (в любой момент может произойти остановка сердца)

САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕВОЗИТЬ ПОСТРАДАВШЕГО, ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЗВАТЬ СПАСАТЕЛЬНУЮ СЛУЖБУ.

Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.

ПАМЯТКА

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ.

Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи.

Летом на водоемах следует соблюдать определенные правила безопасного поведения.

Во-первых, следует избегать купания в незнакомых местах, специально не оборудованных для этой цели.

Во-вторых, при купании запрещается:

– заплывать за границы зоны купания;

– подплывать к движущимся судам, лодкам, катерам, катамаранам, гидроциклам;

– нырять и долго находиться под водой;

– прыгать в воду в незнакомых местах, с причалов и др. сооружений, не приспособленных для этих целей;

– долго находиться в холодной воде;

– купаться на голодный желудок;

– проводить в воде игры, связанные с нырянием и захватом друг друга;

– плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах (за пределы нормы заплыва);

– подавать крики ложной тревоги;

– приводить с собой собак и др. животных.

Необходимо уметь не только плавать, но и отдыхать на воде.

Наиболее известные способы отдыха:

Лечь на воду спиной, расправив руки и ноги, расслабиться и помогая себе удержаться в таком положении, сделать вдох, а затем после паузы-медленный выдох.

Если во время купания свело ногу, надо позвать на помощь, затем погрузиться с головой в воду, сильно потянуть ногу на себя за большой палец, а затем распрямить ее.

Если не имеешь навыка в плавание, не следует заплывать за границы зоны купания, это опасно для жизни.

Читайте также:  Патроны для охоты 12 калибра и других: как выбрать и где купить

Необходимо соблюдать следующие правила:

Правовые нормы и правила поведения на воде и советы владельцам лодок

Отдых на воде – один из лучших видов отдыха людей, особенно летом. Много удовольствий приносят детям и взрослым купание, плавание, прогулки на катерах и лодках и т.д. Однако отдых может быть омрачен непоправимой трагедией.

Пренебрежительное отношение к выполнению правил поведения и мер безопасности на воде нередко приводит к несчастным случаям, гибели людей. По данным Всероссийского общества спасения на водах (ВОСВОД) в России за год в среднем гибнет 14,5 тысяч человек. Это 9 несчастных случаев на 100 тыс.человек в год. Детей погибает до 3000 человек, что составляет 15-20% от общего числа жертв. Для сравнения в Германии гибель на водоемах составляет не более 1 человека на 100 тыс. Человек. Несчастные случаи происходят чаще всего при нарушении правил поведения и несоблюдении мер безопасности на воде. Анализ данных последних лет убедительно показывает, что главными причинами гибели людей на воде являются:

  • неумение плавать;
  • купание в необорудованных водоемах, при волнении на водоемах и быстром течении;
  • купание в состоянии алкогольного, наркотического и иного опьянения;
  • нарушение правил пользования плав.средствами;
  • пренебрежение мерами безопасности во время переправ, в период паводков и наводнений;
  • при подледном ловле рыбы;
  • нарушение навигационных правил и т.д.

Плавание на гребных и моторных лодках (катерах и т.д.) – один из любимых видов отдыха на воде для многих людей и особенно детей. Многие граждане и организации имеют в личном пользовании различные плавсредства, остальные пользуются взятыми на прокат. В любом случае необходимо помнить, что катание на любых плавсредствах требует строгого соблюдения правил и мер безопасности при их эксплуатации, нарушение которых влечет за собой трагедию.

Меры безопасности при использовании маломерных плавсредств:

  • Все находящиеся на плавсредстве должны надеть (иметь) спасательные жилеты;
  • В случае опрокидывания плавсредства, если оно находится на плаву, не разрешается отплывать от него, необходимо находиться рядом и использовать плавсредство как опору и ориентир для спасателей;
  • В любой ситуации все обязаны безоговорочно подчиняться командиру плавсредства, а в его отсутствии старшему по должности или возрасту и выполнять его распоряжения;
  • В экстремальной ситуации старший на терпящем бедствие плавсредстве обязан предпринять меры для спасения людей и согласно Российского законодательства наделяется особыми правами по отношению ко всем терпящим бедствие людям и несет ответственность за предпринятые им действия (все люди, находящиеся на спасательном плавсредстве, согласно законодательства, переходят в категорию «Экипаж» и более не разделяются на пассажиров и команду);
  • Движение маломерных судов, особенно гребных, организуется в стороне от основного фарватера или хода по правой стороне водоема по ходу движения не далее 20 м от берега;
  • Не допускается движение в несколько рядов, за исключением проведения спортивных состязаний и водных праздников;
  • При прохождении мест купания необходимо быть осторожным, чтобы не нанести травму купающимся;

Запрещено:

  • При посадке вставать на борта и сидения;
  • Перегружать плавсредство;
  • Выход плавсредств при силе ветра более 10 м/с баллов, а на незначительных водоемах, свыше 15 м/с;
  • Допуск к управлению плавсредствами лиц, не имеющих соответствующих документов на данный вид деятельности, разрешенный законодательством Российской Федерации (Ответственность за обеспечение безопасности при плавании на любых плавсредствах возлагается на капитанов судов, командиров шлюпок и руководителей организаций, проводящих мероприятия на воде, а так же владельцев плавсредств, которые обязаны строго соблюдать требования правил поведения и мер безопасности.);
  • Во время движения выставлять руки и перевешиваться за борт, сидеть на бортах, переходить на место, пересаживаться в другие плавсредства;
  • При катании на водном велосипеде допускать спуск людей с сиденья на корпус велосипеда;
  • Пользоваться плавсредствами детям до 16 лет без сопровождения взрослых, а так же лицам, не достигшим 7 лет;
  • Купание на любых плавсредствах детям до 16 лет разрешается только под руководством взрослых и при их участии;
  • Плавание ночью, в тумане и в условиях, при которых возможна потеря ориентации;
  • Нахождение маломерных плавсредств вблизи шлюзов, плотин, земснарядов, а так же приближение и остановка у мостов или под ними, переправ, приближение к судам и кораблям, пристаням, причалам, пляжам, купальням и иным местам отдыха людей у воды, а так же районам проведения любых гидротехнических работ;
  • Категорически запрещено пользоваться плавсредствами лицам в нетрезвом состоянии.

Необходимо помнить, что погода на водоемах меняется очень быстро. За короткий промежуток времени, при усилении ветра может измениться волновой режим.

Визуальная оценка волнения:

БаллыВысота волныПризнаки
Зеркально гладкая поверхность
1До 25 смРябь, небольшие гребни волн
2От 25 до 75 смГребни волн начинают опрокидываться, пена на воде не белая, а стекловидная
3От 75 до 125 смХорошо заметны, небольшие гребни волн, опрокидываясь, местами образуют белую пену, так называемые «барашки»
4От 125 до 200 смЧетко выраженные волны, «барашки» образуются повсюду

«Барашки» образуются при любом волнении в местах над каким-либо подводным объектом, камнем, скалой, затопленным кораблем и т.д., над так называемым топляком, который чрезвычайно опасен для двигающихся судов и купающихся людей.

При большом волнении нужно:

  • носом лодки резать волну, нельзя оставлять борт перпендикулярно волне, т.к. лодка может опрокинуться;
  • принимать пострадавшего на борт необходимо только с кормы, с бортов – категорически запрещается, т.к. это чревато переворотом маломерного плавсредства, а со стороны носа поднимать человека не всегда удобно;
  • при падении человека за борт на судне подаются три продолжительных звуковых сигнала, длительность которых определена от 4 до 6 секунд;
  • катание на любых плавсредствах детям до 16 лет разрешается только под руководством взрослых и при их участии;
  • к управлению маломерными судами допускаются только те лица, которые имеют специальные права на управление плавсредствами, утвержденные законодательством Российской Федерации.

При эксплуатации моторных лодок и катеров правила и меры безопасности аналогичны требованиям использования гребных и парусных плавсредств.

Типичные нарушения мер безопасности:

  • плавание на неисправном и неукомплектованном спасательными средствами судне;
  • превышение норм грузоподъемности;
  • управление судном лицом, не имеющим право на управление плавсредством;
  • управление и присутствие на борту судна нетрезвых людей;
  • перевозка детей до 16 лет без сопровождения взрослых.

Соблюдение правил эксплуатации плавсредств и выполнение мер безопасности позволяет избежать случаев травматизма людей на воде и уголовной ответственности для организаторов мероприятий на воде!

Меры безопасности при использовании маломерных плавсредств:

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

  • Скачать документ (формат .docx) (17 КБ)

Лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. Но купание приносит пользу лишь при разумном ее использовании.

Начинать купание следует при температуре воды не ниже 18 градусов и при ясной безветренной погоде при температуре воздуха 25 и более градусов.

Не рекомендуется купаться ранее, чем через 1,5 часа после еды.

Входите в воду осторожно, когда она дойдет до пояса, остановитесь и быстро окунитесь с головой, а потом уже плывите.

Не следует входить в воду уставшим, разгоряченным или вспотевшим.

РЕКОМЕНДАЦИИ О ТОМ, КАК НЕ УТОНУТЬ

1. Если Вы плохо плаваете, не доверяйте надувным матрасам и кругам.

2. Паника – основная причина трагедий на воде. Никогда не поддавайтесь панике.

Чтобы избежать беды, строго соблюдайте ряд простых правил поведения на воде.

– купаться можно только в разрешенных местах;

– нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги и др.;

– не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина;

– не отплывайте далеко от берега на надувных плавсредствах – они могут оказаться неисправными, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать;

– нельзя цепляться за лодки, залезать на знаки навигационного оборудования – бакены, буйки и т.д.;

– нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зону заплыва, и выплывать на фарватер;

– нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя;

– если вы оказались в воде на сильном течении, не пытайтесь плыть навстречу течению. В этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу;

– если вы попали в водоворот, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него;

– если у Вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы. Не стесняйтесь позвать на помощь;

– нельзя подавать крики ложной тревоги.

Основные правила безопасного поведения детей на воде

– когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые;

– нельзя играть в тех местах, откуда можно упасть в воду;

– не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо;

– не ныряй в незнакомых местах;

– не заплывай за буйки;

– нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;

– не устраивай в воде игр, связанных с захватами;

– нельзя плавать на надувных матрасах и камерах (если плохо плаваешь);

– не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;

– если ты решил покататься на лодке, выучи основные правила безопасного поведения в этом случае;

– необходимо уметь правильно управлять своими возможностями.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ КАТАНИИ НА ЛОДКАХ

Катание на гребных и моторных лодках (катерах) – только под руководством взрослых. К управлению моторными катерами и лодками допускаются лица, имеющие специальные права на самостоятельное управление плавсредствами.

При катании запрещается:

– перегружать катер, лодку сверх установленной нормы;

– пользоваться лодкой детям до 16 лет без сопровождения взрослых;

– брать в лодку детей, не достигших 7 лет;

– прыгать в воду и купаться с лодки;

– сидеть на бортах, переходит с места на место и пересаживаться на другие катера, лодки;

– кататься в вечернее и ночное время;

– подставлять борт лодки параллельно идущей волне;

– кататься около шлюзов, плотин, плотов;

– останавливаться около мостов и под мостами.

ЕСЛИ ТОНЕТ ЧЕЛОВЕК

Бросьте тонущему человеку плавающий предмет, ободрите его, позовите помощь. Добираясь до пострадавшего вплавь, учтите течение реки. Если тонущий не контролирует свои действия, подплывите к нему сзади и, захватив его за голову, под руку, за волосы, буксируйте к берегу.

На берегу необходимо оказать пострадавшему доврачебную помощь, ликвидировать кислородную недостаточность, применять реанимационные меры. ПОМНИТЕ – нарушение правил безопасного поведения на воде – это главная причина гибели людей, в том числе детей.

– если ты решил покататься на лодке, выучи основные правила безопасного поведения в этом случае;

Ссылка на основную публикацию