Нововведения в мониторинге охотничьи ресурсов

Нововведения в мониторинге охотничьи ресурсов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Приказ Минприроды России от 6 сентября 2010 г. N 344 “Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных”

В целях реализации статей 32 и 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450; 2010, N 23, ст. 2793) и в соответствии с пунктом 5.2.51 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; ст. 4268), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных.

Врио МинистраС. Леви

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 октября 2010 г.

Регистрационный N 18671

Порядок
осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных

1. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее – Государственный мониторинг) представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий*.

2. Данные Государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.

3. Данные Государственного мониторинга применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания**.

4. При осуществлении Государственного мониторинга определяется:

4.1. численность и распространение охотничьих ресурсов (по видам), размещение их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов);

4.2. динамика изменения численности охотничьих ресурсов (по видам) с начала осуществления Государственного мониторинга в субъекте Российской Федерации;

4.3. состояние охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов);

4.4. состояние среды обитания охотничьих ресурсов (площадь категорий среды обитания, указанных в пунктах 7.1.1-7.1.13 настоящего порядка);

4.5. площадь охотничьих угодий (общедоступных, закрепленных) и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов (далее – иные территории);

4.6. площадь территорий, пригодных для обитания охотничьих ресурсов.

5. Государственный мониторинг на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – уполномоченный орган).

6. Государственный мониторинг на особо охраняемых природных территориях федерального значения осуществляют природоохранные учреждения, предусмотренные законодательством об особо охраняемых природных территориях (далее – природоохранные учреждения).

7. При осуществлении Государственного мониторинга:

7.1. оценивается площадь следующих категорий среды обитания, составляющих территорию субъекта Российской Федерации:

7.1.1. леса (территории, покрытые кронами древесной и древесно-кустарниковой растительности более чем на 20% площади и с высотой растений более 5 м);

7.1.2. молодняки и кустарники (территории, покрытые кронами древесной и древесно-кустарниковой растительности более чем на 20% площади и с высотой растений до 5 м);

7.1.3. тундры (безлесные территории приполярных областей, расположенные за северными пределами лесной растительности, а также территории с вечномерзлой почвой, не заливаемые морскими или речными водами);

7.1.4. болота (территории, постоянно или большую часть года избыточно насыщенные водой и покрытые специфической гигрофитной растительностью);

7.1.5. лугово-степные комплексы (территории, занятые многолетней мезофитной и ксерофитной травянистой растительностью);

7.1.6. альпийские луга (территории, занятые высокогорной травянистой растительностью, расположенные за верхними пределами горных лесов);

7.1.7. пустыни и камни (территории, покрытые растительностью менее чем на 20% площади. К данной категории также относят солончаки, ледники, скалы и каменистые россыпи без растительности);

7.1.8. сельскохозяйственные угодья (территории, вовлеченные в сельскохозяйственный оборот, – пашни (в т.ч. заливные), залежи, сенокосы);

7.1.9. внутренние водоемы (все акватории водотоков (рек, ручьев, мелиоративных каналов), озер, прудов и водохранилищ);

7.1.10. пойменные комплексы (территории, затопляемые в период половодья водотоков, находящиеся между среднестатистическим минимальным и максимальным урезами воды, в том числе покрытые древесно-кустарниковой растительностью);

7.1.11. береговые комплексы (периодически затапливаемые прибрежные территории (в том числе приливно-отливные) озер, прудов, водохранилищ, морей или их отдельных частей, других водных объектов, находящиеся между среднестатистическим минимальным и максимальным урезами воды, а также мелководные участки этих водных объектов, занятые прикрепленной надводной гигрофитной растительностью);

7.1.12. преобразованные и поврежденные участки (леса, поврежденные пожарами (гари), территории ветровалов, торфоразработок, участки с нарушенным почвенным покровом в результате добычи полезных ископаемых и других техногенных воздействий);

7.1.13. непригодные для ведения охотничьего хозяйства участки (территории, занятые населенными пунктами, промышленными комплексами, рудеральные территории (свалки, кладбища и др.));

7.2. осуществляется сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов:

7.2.1. в общедоступных охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, – уполномоченными органами;

7.2.2. в закрепленных охотничьих угодьях – юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ (далее – юридические лица и индивидуальные предприниматели);

7.2.3. на особо охраняемых территориях федерального значения – природоохранными учреждениями.

8. Государственный мониторинг проводится в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, указанных в статье 11 Федерального закона N 209-ФЗ, обитающих на территории субъекта Российской Федерации.

9. Ежегодно до 1 апреля лица, указанные в пунктах 7.2.2, 7.2.3 настоящего Порядка, представляют в уполномоченный орган данные, указанные в пункте 4 настоящего Порядка.

10. Ежегодно до 15 мая уполномоченный орган направляет данные Государственного мониторинга в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

11. Данные Государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания представляются и хранятся на бумажном и электронном носителях.

12. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обобщает представленные уполномоченными органами данные Государственного мониторинга.

13. Данные Государственного мониторинга применяются для формирования государственных информационных ресурсов о состоянии охотничьих ресурсов, среды их обитания и охотничьих угодий и осуществления Государственного мониторинга окружающей среды.

* Часть 1 статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 209-ФЗ).

** Часть 3 статьи 36 Федерального закона N 209-ФЗ.

Приказ Минприроды России от 6 сентября 2010 г. N 344 “Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 октября 2010 г.

Регистрационный N 18671

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 15 октября 2010 г. N 234

Обзор документа

Закреплено, как ведется государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Его данные состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности, распространении, размещении, состоянии указанных ресурсов и динамике их изменения по видам, о среде их обитания.

В процессе мониторинга устанавливают численность и распространение охотничьих ресурсов (по видам), размещение их в среде обитания. Определяют динамику изменения численности. Выясняют состояние данных ресурсов (плодовитость, заболевания) и т. д.

Оценивается площадь следующих категорий среды обитания: леса; молодняки и кустарники; тундры; болота; лугово-степные комплексы; альпийские луга; пустыни и камни; сельскохозяйственные угодья; внутренние водоемы; пойменные комплексы; береговые комплексы; преобразованные и поврежденные участки; участки, непригодные для охотничьего хозяйства.

Мониторинг осуществляется региональным органом в соответствующей области. Исключение – особо охраняемые природные территории федерального значения. На них мониторинг ведется природоохранными учреждениями.

Полученные сведения ежегодно направляются в Минприроды России.

Учет или мониторинг?

Коллеги, в связи с развитием событий вокруг новой методики ЗМУ, публикую некоторые соображения по приказу ФГБУ “Центрохотконтроль” №58.

1. В Российской Федерации существует учет объектов животного мира как таковой и государственный учет объектов животного мира – определено 3 и 4 абзацами статьи 14 закона о животном мире. Речь идет об объектах животного мира.

Обоснование. Государственный учет объектов животного мира осуществляют специально уполномоченные госорганы в соответствии с разграничением полномочий – абзац 3 ст. 14 закона о животном мире.

Пользователи животным миром стоят отдельно и обязаны осуществлять учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий госорган – абзац 4 ст. 14 закона о животном мире. Иными словами, охотпользователи как пользователи определенными объектами животного мира, т.е. охотничьими ресурсами (см. п.1 ст.1 Закона об охоте), обязаны осуществлять учет используемых охотничьих ресурсов. Учет осуществляется собственными силами и за свой счет.

Разделение абзацев в одной статье говорит о том, что к государственному учету пользователи отношения не имеют. Следовательно, учет используемых охотничьих ресурсов они вправе проводить так, как они считают нужным по любой существующей методике и давать эти данные в госорган.

2. Закон о животном мире является базовым для закона об охоте. Отношения в области охоты определяются отраслевым законом.

В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы – позиция Конституционного суда Российской Федерации, изложенная в определении от 5 октября 2000 года № 199-О.

3. Учет охотничьих ресурсов и государственный учет охотничьих ресурсов (именно охотничьих ресурсов) в законе об охоте отсутствуют. Осуществление государственного учета охотничьих ресурсов не является полномочием органов государственной власти Российской Федерации, а также переданным полномочием или коренным полномочием субъектов РФ в области охоты – ст.ст. 32 и 33 Закона об охоте.

Законом об охоте переданным полномочием в субъект РФ является осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания. Приказы Минприроды России касаются именно мониторинга.

Обоснование.

Из Закона об охоте следует, что согласно пункта 5 части 1 Статьи 33 субъекту РФ передано ведение государственного охотхозяйственного реестра (о порядке ведения издан Приказ № 345) и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (о порядке осуществления издан Приказ № 344) на территории субъекта РФ;

Между тем согласно пункту 3) части 4 статьи 33 Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, в том числе обязательные для исполнения административные регламенты, методические указания и инструктивные материалы.

При этом согласно пункту 4 части 5 статьи 33 Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий на основании федеральных законов и иных нормативных актов РФ, а также нормативных правовых актов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

Читайте также:  Автоматические кормушки для аквариума: преимущества и недостатки

И главное – часть 6 статьи 33 – Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Таким образом, субъект РФ правомочен осуществлять только мониторинг охотничьих ресурсов (не учет охотничьих ресурсов!) по обязательным для исполнения методическим указаниям по осуществлению мониторинга (в наличии – только приказ № 1), используя для этого субвенции, которые носят целевой характер и могут быть использованы только на мониторинг.

Согласно части 4 статьи 36 закона об охоте Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32-34 настоящего Федерального закона.

Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных (Часть 6 статьи 36) устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Этот порядок установлен приказами Минприроды России (пункт 12 приказа № 963, приказ № 344).

Данные государственного мониторинга применяются для формирования государственных информационных ресурсов – п. 13 приказа № 344, в частности, государственного охотхозяйственного реестра.

Согласно части 3 статьи 37 закона об охоте Ведение государственного охотхозяйственного реестра осуществляется на бумажных и электронных носителях на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащейся в нем документированной информации, сопоставимости такой информации с документированной информацией, содержащейся в других государственных информационных ресурсах. (об этом же изложено в приказе № 345).

Государственный кадастр в отношении охотничьих ресурсов ведется в форме государственного охотхозяйственного реестра (Приказ № 345, пункт 14).

Ведение мониторинга не возложено на охотпользователей.

4. Государственный учет и государственный мониторинг – разные вещи.

Мониторинг – это слежение. По современному толковому словарю – наблюдение за состоянием окружающей среды с целью ее контроля, прогноза и охраны. Это система регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам – ст. 36 закона об охоте.

Учет – это Установление наличия, количества чего-н. путём подсчётов (Толковый словарь Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.)

Государственный мониторинг охотничьих ресурсов – это наблюдение за численностью охотничьих ресурсов, а не определение самой численности, подсчет охотничьих ресурсов.

Обоснование.

Государственный учет – ст. 14 закона о животном мире, государственный мониторинг – ст. 15 закона о животном мире. Ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минприроды РФ от 22.12.11 г. № 963. В данном приказе учет и мониторинг также существуют раздельно.

Согласно пункту 12 приказа № 963: Государственный мониторинг охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии со статьей 36 Закона об охоте.

Таким образом, приказ № 963 может быть применим только к государственному мониторингу охотничьих ресурсов, так как субъекту РФ полномочия по государственному учету охотничьих ресурсов не передавались.

5. Государственные органы не проводят государственный учет охотничьих ресурсов. В соответствии с законом об охоте они осуществляют государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации.

Минприроды России издан приказ от 11 января 2012 г. № 1 «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета».

Приказом № 1 совмещены понятия мониторинга и одного из многочисленных методов учета – зимнего маршрутного учета. То есть осуществление государственного мониторинга вместо наблюдений за численностью (ст. 36 закона об охоте) волей министерства стало способом определения, подсчета численности, причем методом только одного учета – зимнего.

6. Приказ № 1 – приказ по осуществлению государственного мониторинга, на осуществление которого выделяются субвенции из федерального бюджета как на исполнение переданного полномочия. Неисполнение приказа свидетельствует о неисполнении переданного полномочия. Возможно использование этого при оценке эффективности государственного управления в субъекте.

Приказ ФГБУ «Центрохотконтроль» № 58 – приказ по определению численности, а не по осуществлению государственного мониторинга, в охотничьих угодьях. На определение численности – исполнение данного приказа – субвенции не выделяются. Учет численности по приказу № 58 – это исполнение несвойственных функций, нецелевое использование субвенций, неисполнение переданного полномочия.

7. В соответствии с частью 9 статьи 24 Закона об охоте Квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой охотпользователей.

Пунктом 5 приказа № 228 определено, что Квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности *(3) заявленного вида охотничьих ресурсов.

Указанная сноска (3) говорит о том, что используются данные о численности охотничьих ресурсов на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Следовательно, данные численности, полученные по приказу ФГБУ № 58, не могут быть использованы для определения квоты.

ВЫВОД.

1.Переданные полномочия – это государственный мониторинг!

2.Государственный мониторинг охотничьих ресурсов осуществляется по Закону об охоте ( по ФЗ 209, статья 36) и п. 12 приказа № 963!

3.Приказ № 344 принят во исполнение статьи 36 ФЗ 209 и п.12 приказа 963!

4. Приказ № 1 принят во исполнение приказа № 344!

5.Учет охотничьих ресурсов в Законе об охоте отсутствует.

6.Законодательно обоснованный Учет охотничьих ресурсов вправе проводить только охотпользователи (п. 1 ст. 1 ФЗ 209, ст.14 и 40 ФЗ 52).

7.Приказ ФГБУ № 58 о методиках учета охотничьих животных не имеет отношения к Закону об охоте (ФЗ 209) и приказам Минприроды: №№ 963, 344, 1, 228!

ЗМУ: учет или мониторинг?

В специальной литературе и ведомственных материалах современные сведения о фактической численности охотничьих животных в России не отличаются высокой достоверностью и регулярностью, часто противоречивы и фрагментарны. Изменить ситуацию должна была начавшая действовать с 2010 года централизованная система государственного мониторинга ресурсов охотничьих животных, но и она не изменила состояние названного вопроса.

Фото Адриана Колотилина

В настоящее время достигнут обратный эффект: возникла неразбериха в терминах и понятиях, возросло количество и объемы ведомственных отчетов, и, как следствие, снизилось качество получаемой информации. Пример тому — утвержденные 11 января 2012 года Приказом № 1 МПР РФ «Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета». Дата принятия и название этого документа уже говорят о многом. Попытка запрячь в одну телегу лебедя, рака и щуку, как известно, закончилась неудачей. Так и запряженные в телегу охотничьего хозяйства России учет и мониторинг тянут за собой охотничьи ресурсы со средой обитания, а вытянуть не могут.
Но отступим от метафор и выясним, чем учет отличается от мониторинга. Это во-первых, а во-вторых, определим, кто, как и для чего должен их выполнять. Мониторинг в дословном понимании — это контроль или слежение за чем-либо, в нашем случае — за популяциями диких животных. Мониторинг животного мира, как справедливо заметил главный научный сотрудник ВНИИОЗ В.И. Машкин (2013), представляет собой систему сбора, накопления и обработки биологической информации, характеризующей динамику объектов наблюдения. Для получения такой информации используются различные методы: учет численности животных, изучение их биотопического распределения, оценка и прогноз изменения состояния популяций отдельных видов или групп видов. Таким образом, учет животных — это только составная часть мониторинга, поскольку оценка численности может проводиться также на основе опросов по размеру добычи или встречаемости тех или иных видов. Важность получения достоверных и актуальных сведений о популяциях охотничьих животных не вызывает сомнения и является основой рационального ведения охотничьего хозяйства. Порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденным приказом МПР РФ № 344
от 6 сентября 2010 года, определено, что «государственный мониторинг на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов». Это вполне логично, поскольку по Федеральному закону «О животном мире» все дикие животные в пределах территории Российской Федерации являются государственной собственностью. Однако дальше получается как в известном советском мультфильме «Трое из Простоквашино»: холодильник государственный, а мороз, который он вырабатывает, частный. Сбор сведений о состоянии и численности охотничьих ресурсов на закрепленных территориях осуществляют охотпользователи, которые затем предоставляют эти сведения в государственный орган по охоте и охотничьему хозяйству. А вот где, какими способами и в какие сроки должен осуществляться этот сбор, не указывается. Очевидно, что получить информацию об относительном или абсолютном количестве животных на какой-либо территории позволяют только специальные методы учета, научная основа которых обстоятельно разработана и апробирована не одним поколением отечественных и зарубежных охотоведов.

Следовательно, каждый охотпользователь может и должен самостоятельно или с привлечением специализированных научных организаций выбирать методы и проводить учет охотничьих животных в своем хозяйстве. Далее эти данные будут служить основой для формирования государственного охотхозяйственного реестра и государственного мониторинга на территории субъектов Российской Федерации и в целом по стране.
Как известно, в России приблизительно с середины 20-го столетия наибольшее распространение получил метод зимнего маршрутного учета (ЗМУ), позволяющий собрать сведения о плотности населения и численности охотничьих зверей и птиц на больших территориях в районах с устойчивым снежным покровом. Сущность метода заключается в том, что число пересечений учетным маршрутом следов учитываемого вида зверей прямо пропорционально плотности населения этого вида. При этом количество пересеченных следов зависит от средней протяженности суточного хода зверя. Поэтому ЗМУ — это комбинированный метод учета, состоящий из двух этапов: подсчета количества пересечений следов суточной давности на линейных маршрутах и тропления суточных ходов (наследов) разных видов зверей для последующего определения пересчетных коэффициентов. Это позволяет перейти от относительных показателей обилия (количества следов на единицу длины маршрута) к абсолютным (количество особей на площадь учета). Следовая активность зверей и протяженность их суточных наследов сильно меняется в зависимости от следующих факторов: периода года, глубины снежного покрова, температуры воздуха, наличия и доступности кормовой базы, наличия или отсутствия хищников, степени антропогенного влияния и прочих. Это главный методический недостаток метода ЗМУ, в связи с чем выполнение тропления одновременно с проведением учета на маршрутах и многократность повторения маршрутов — обязательные условия получения относительно достоверных результатов. На этом фоне весьма странной кажется попытка авторов вышеупомянутой методики, утвержденной Приказом № 1 МПР РФ, а также разработанных недавно на ее основе ФГБУ «Центрохотконтроль» «Методических рекомендаций по определению численности копытных, пушных животных и птиц методом зимнего маршрутного учета» (утверждены Приказом этой организации № 58 от 13 ноября 2014 года) ввести «усредненные» пересчетные коэффициенты по субъектам Российской Федерации.

Такой подход говорит о низкой профессиональной компетенции составителей этих документов и аналогичен введению «средней температуры по больнице». Тем самым сводятся на нет все усилия охотпользователей по прохождению многих сотен километров маршрутов, и абсолютный учет становится, по сути дела, относительным, т.е. превращается опять в мониторинг.

Читайте также:  Как выбрать пневматический пистолет?

Известный специалист в области охотничьей таксации В.А. Кузякин в своих работах показал, что ошибки метода ЗМУ при разных способах обработки материала изменяются в среднем от 3 до 30 % (в ту или другую сторону). Величина ошибки зависит в том числе и от количества пересеченных следов, и от точности измерения длины суточных ходов каждого вида учитываемых животных. При этом максимальные величины ошибок возникают именно в случае неточного измерения длины суточного наследа. Существуют также и другие причины, ведущие к ошибкам при расчете плотности при ЗМУ: 1 — занижение или завышение числа следов учетчиками; 2 — неправильный выбор площади, на которую ведется пересчет численности (ошибка арены экстраполяции). се это в совокупности дает существенное отклонение получаемых показателей численности животных от истинных значений. Таким образом, метод ЗМУ более подходит для оценки тенденций изменения численности охотничьих животных, нежели для определения их абсолютного количества. Тем более нельзя использовать данные этого метода для квотирования и определения лимитов добычи на предстоящий сезон охоты. Дело в том, что в результате обработки данных ЗМУ могут быть получены показатели численности животных после завершения сезона охоты перед началом размножения (постпромысловая численность). А квота рассчитывается для популяции, численность которой соответствует периоду после размножения перед началом сезона охоты (предпромысловая численность). Прогнозирование осенней численности промысловых животных на основе бонитировки охотугодий с учетом биологической производительности популяций может быть выполнено только приблизительно. Отсюда напрашивается вывод: использование постпромысловой численности при определении квот равнозначно сбору прошлогоднего снега.

Без этих сведений предлагаемый документ видится околонаучной компиляцией с нагромождением математических формул. Несмотря на это, Министерство природных ресурсов и экологии России в лице профильного департамента охоты письмом № 15-29/2591 «Об учете охотничьих ресурсов» от 14 ноября 2014 года рекомендует в 2015 году региональным органам охотничьего хозяйства субъектов РФ «осуществить в полном объеме подготовку и проведение ЗМУ по новой методике». В то же время ФГБУ «Центрохотконтроль» в своем письме № 590 от 9 декабря 2014 года «О проведении учетов численности охотничьих ресурсов» разъясняет, что «при проведении учетов численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета охотпользователи также могут руководствоваться Приказом № 1 или иными принятыми методиками и научными подходами». В данной ситуации хорошо просматривается метод кнута и пряника. Под кнутом следует понимать жесткое протаскивание сомнительных нововведений в сфере охотничьего хозяйства, внедрение «пилотных» проектов и установление необоснованных запретов, ведущее к постепенному ухудшению ситуации в отрасли. А чтобы успокоить разволновавшееся сообщество, ему периодически дается пряник — послабление только что установленных ограничений, но на величину, значительно меньшую, чем сам запрет. Общий вектор движения при этом сохраняет свое направление вниз.

В соответствии с пунктом 10 Приказа Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов…» это министерство осуществляет согласование проекта лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации. Следующий, одиннадцатый пункт, в официальном тексте документа пропущен, видимо, для того чтобы сделать паузу и акцентировать внимание всех заинтересованных лиц на ключевой точке приказа. Sapienti sat, или «умному достаточно», как гласит известное крылатое выражение.

Распоряжаясь лимитами добычи, можно манипулировать всеми звеньями цепи, казнить неугодных и поощрять отличившихся. Учитывая трудновыполнимость новых требований, предъявляемых к результатам учетных работ, сделать это будет легко. Итогом станет целый комплекс негативных последствий, включая протестное браконьерство, в связи со снижением возможности получения дефицитных разрешений на добычу охотничьих ресурсов для простых граждан России.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 344 г. Москва “Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных”

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 октября 2010 г. Регистрационный N 18671

В целях реализации статей 32 и 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450; 2010, N 23, ст.2793) и в соответствии с пунктом 5.2.51 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; ст. 4268), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных.

Врио Министра С. Леви

Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных

1. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее – Государственный мониторинг) представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий 1 .

2. Данные Государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.

3. Данные Государственного мониторинга применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания 2 .

4. При осуществлении Государственного мониторинга определяется:

4.1. численность и распространение охотничьих ресурсов (по видам), размещение их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов);

4.2. динамика изменения численности охотничьих ресурсов (по видам) с начала осуществления Государственного мониторинга в субъекте Российской Федерации;

4.3. состояние охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов);

4.4. состояние среды обитания охотничьих ресурсов (площадь категорий среды обитания, указанных в пунктах 7.1.1 – 7.1.13 настоящего порядка);

4.5. площадь охотничьих угодий (общедоступных, закрепленных) и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов (далее – иные территории);

4.6. площадь территорий, пригодных для обитания охотничьих ресурсов.

5. Государственный мониторинг на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – уполномоченный орган).

6. Государственный мониторинг на особо охраняемых природных территориях федерального значения осуществляют природоохранные учреждения, предусмотренные законодательством об особо охраняемых природных территориях (далее – природоохранные учреждения).

7. При осуществлении Государственного мониторинга:

7.1. оценивается площадь следующих категорий среды обитания, составляющих территорию субъекта Российской Федерации:

7.1.1. леса (территории, покрытые кронами древесной и древесно-кустарниковой растительности более чем на 20% площади и с высотой растений более 5 м);

7.1.2. молодняки и кустарники (территории, покрытые кронами древесной и древесно-кустарниковой растительности более чем на 20% площади и с высотой растений до 5 м);

7.1.3. тундры (безлесные территории приполярных областей, расположенные за северными пределами лесной растительности, а также территории с вечномерзлой почвой, не заливаемые морскими или речными водами);

7.1.4. болота (территории, постоянно или большую часть года избыточно насыщенные водой и покрытые специфической гигрофитной растительностью);

7.1.5. лугово-степные комплексы (территории, занятые многолетней мезофитной и ксерофитной травянистой растительностью);

7.1.6. альпийские луга (территории, занятые высокогорной травянистой растительностью, расположенные за верхними пределами горных лесов);

7.1.7. пустыни и камни (территории, покрытые растительностью менее чем на 20% площади. К данной категории также относят солончаки, ледники, скалы и каменистые россыпи без растительности);

7.1.8. сельскохозяйственные угодья (территории, вовлеченные в сельскохозяйственный оборот, – пашни (в т.ч. заливные), залежи, сенокосы);

7.1.9. внутренние водоемы (все акватории водотоков (рек, ручьев, мелиоративных каналов), озер, прудов и водохранилищ);

7.1.10. пойменные комплексы (территории, затопляемые в период половодья водотоков, находящиеся между среднестатистическим минимальным и максимальным урезами воды, в том числе покрытые древесно-кустарниковой растительностью);

7.1.11. береговые комплексы (периодически затапливаемые прибрежные территории (в том числе приливно-отливные) озер, прудов, водохранилищ, морей или их отдельных частей, других водных объектов, находящиеся между среднестатистическим минимальным и максимальным урезами воды, а также мелководные участки этих водных объектов, занятые прикрепленной надводной гигрофитной растительностью);

7.1.12. преобразованные и поврежденные участки (леса, поврежденные пожарами (гари), территории ветровалов, торфоразработок, участки с нарушенным почвенным покровом в результате добычи полезных ископаемых и других техногенных воздействий);

7.1.13. непригодные для ведения охотничьего хозяйства участки (территории, занятые населенными пунктами, промышленными комплексами, рудеральные территории (свалки, кладбища и др.));

7.2. осуществляется сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов:

7.2.1. в общедоступных охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, – уполномоченными органами;

7.2.2. в закрепленных охотничьих угодьях – юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ (далее – юридические лица и индивидуальные предприниматели);

7.2.3. на особо охраняемых территориях федерального значения – природоохранными учреждениями.

8. Государственный мониторинг проводится в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, указанных в статье 11 Федерального закона N 209-ФЗ, обитающих на территории субъекта Российской Федерации.

9. Ежегодно до 1 апреля лица, указанные в пунктах 7.2.2, 7.2.3 настоящего Порядка, представляют в уполномоченный орган данные, указанные в пункте 4 настоящего Порядка.

10. Ежегодно до 15 мая уполномоченный орган направляет данные Государственного мониторинга в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

11. Данные Государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания представляются и хранятся на бумажном и электронном носителях.

12. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обобщает представленные уполномоченными органами данные Государственного мониторинга.

13. Данные Государственного мониторинга применяются для формирования государственных информационных ресурсов о состоянии охотничьих ресурсов, среды их обитания и охотничьих угодий и осуществления Государственного мониторинга окружающей среды.

1 Часть 1 статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 209-ФЗ).

2 Часть 3 статьи 36 Федерального закона N 209-ФЗ.

Мониторинг охотничьего законотворчества субъектов федерации

Сообщение КыКа » 24 июл 2012, 22:01.

Сообщение Zerkal’ze » 26 июл 2012, 13:25.

Воронежская пока прощупывает пути к региональным правилам .
http://www.govvrn.ru/wps/porta. rnOneDocumentPt
——————-
Об утверждении норм допустимой добычи сурка-байбака в 2012 году
и нормы пропускной способности охотничьих угодий
Воронежской области

1. Утвердить следующие нормы допустимой добычи сурка-байбака – охотничьего ресурса, в отношении которого не устанавливается лимит добычи ,
при осуществлении любительской и спортивной охоты в охотничьих угодьях на территории Воронежской области на период с 1 июля по 30 сентября 2012 года:
N п/п Пользователь животным миром Норма допустимой добычи (особей)
1 ООО «ДП ВАСО лимиты для ЗОУ (но не для всех . и вне соответствия с площадью . ),как то так. (!!)
– как то скромно умолчали про ОдОУ, просто забыли(!)
(пункт 2 в контексте пункта 1 – не имеет однозначности понимания)
– из названия документа: остальных ресурсов – неустановлено(. )
=================
С любовью к сурку(баблу) .
«Новосибирское областное общество охотников и рыболовов»
http://www.huntingsib.ru/news/view/67670/

Сообщение Zerkal’ze » 26 июл 2012, 14:52.

Читайте также:  Разбирательство в охотничьем деле за незаконную охоту

Виды охоты на территории Мурманской области

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.2009 года N 209-ФЗ “Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” на территории Российской Федерации могут осуществляться следующие виды охоты:
1) промысловая охота;
2) любительская и спортивная охота;
3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;
5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;
6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
Виды охоты, указанные в пунктах 1 – 4 и 7 настоящей статьи, осуществляются посредством отлова или отстрела охотничьих ресурсов.
Виды охоты, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, осуществляются посредством отлова охотничьих ресурсов.
На территории Мурманской области разрешена только любительская и спортивная охота.
..
ИНН для разрешения

Сообщение Zerkal’ze » 26 июл 2012, 15:13.

ЛО, МОО “ЛООиР”
и прескурант МОО “ЛООиР”
=================================================
в Пензенской области
Как сообщил Валерий Гришин, председатель Пензенского регионального союза охотников и рыболовов, на территории хозяйств пензенского союза добыча дичи начнется на вечерней заре, а в общедоступных охотугодьях – на утренней.
(язык – враг твой: над чем пошутил, над тем и слукавил . )

Сообщение Zerkal’ze » 26 июл 2012, 19:35.

Сообщение Zerkal’ze » 26 июл 2012, 19:43.

Сообщение Zerkal’ze » 26 июл 2012, 19:44.

Сообщение Sergey10 » 27 июл 2012, 14:48.

Сообщение Zerkal’ze » 27 июл 2012, 16:47.

Сообщение Sergey10 » 27 июл 2012, 18:30.

Сообщение mackar20093105 » 27 июл 2012, 19:31.

Сообщение Zerkal’ze » 28 июл 2012, 12:23.

Сообщение Oleg M » 31 июл 2012, 12:09.

Сообщение Zerkal’ze » 05 авг 2012, 02:29.

Сообщение Zerkal’ze » 05 авг 2012, 04:06.

Сообщение КыКа » 05 авг 2012, 09:17.

Сообщение Zerkal’ze » 05 авг 2012, 19:15.

Сообщение Zerkal’ze » 09 авг 2012, 20:51.

ОХОТУ В ПОДМОСКОВЬЕ ЗАПРЕТИЛИ (?!)
3,141592_и_Ёшь – есть, а номера приказа – нет .
(. «Многие автомобили оборудованы катализаторами, которые находятся под днищем»,
– разъяснил председатель комитета лесного хозяйства МО.
IMHO :
. кат.нейтрализатор находится на выходе выхлопного коллектора, а . та Q-йня, шо на дне – «виброгаситель» (не искро гаситель!) – дастаточно холодная
. )

www.rg.ru
в связи с облажными дождями в Московском регионе решила убрать статью:
http://www.rg.ru/2012/08/08/ohota-anons.html
. а область оставила
http://www.mosoblpress.ru/38/88920/

Сообщение Zerkal’ze » 10 авг 2012, 11:08.

Сообщение Zerkal’ze » 10 авг 2012, 11:45.

Сообщение КыКа » 11 авг 2012, 17:21.

Сообщение Zerkal’ze » 14 авг 2012, 15:38.

Сообщение Zerkal’ze » 14 авг 2012, 18:40.

Сообщение MichaelM » 16 авг 2012, 07:56.

Сообщение Алексей80 » 20 авг 2012, 14:51.

Сообщение Chall » 23 авг 2012, 08:48.

Сообщение LMS » 28 авг 2012, 08:42.

Сообщение Фтвкун » 29 авг 2012, 12:02.

Сообщение StSV » 31 авг 2012, 13:10.

Закон о сокращении общедоступных охотничьих угодий приняли в Алтайском крае
http://amic.ru/news/191153/
Сразу в двух чтениях в четверг, 30 августа, на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания (АКЗС) был принят проект закона “О внесении изменения в статью 2 закона Алтайского края “Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов”. Как сообщается на сайте АКЗС, “за” проголосовал 61 депутат, двое не голосовали.

Со слов председателя комитета по аграрной политике и природопользованию АКЗС Сергея Серова , правоприменительная практика показала, что организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира ведется должным образом только юридическими лицами и гражданами, заключившими охотохозяйственные соглашения и предоставляющими услуги в сфере охотничьего хозяйства в закрепленных за ними охотничьих угодьях. В общедоступных охотничьих угодьях организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира либо полностью отсутствуют, либо находятся в очень неудовлетворительном состоянии. Это обусловлено низкой обеспеченностью общедоступных охотничьих угодий государственными охотничьими инспекторами.
Поэтому в связи с низкой обеспеченностью общедоступных охотничьих угодий государственными охотничьими инспекторами и неудовлетворительным осуществлением ими охраны и воспроизводства объектов животного мира в часть 2 статьи 2 вносятся изменения, согласно которым минимальная площадь общедоступных охотничьих угодий уменьшается с 30 до 20 % от общей площади охотничьих угодий края.

Охотничьи ресурсы

Состояние охотничьих ресурсов

Площадь охотничьих угодий Российской Федерации в 2017 г., по данным Минприроды России, составила 1 595 221,87 тыс. га, или 93% площади территории страны. Из общей площади охотничьих угодий общедоступные охотничьи угодья составляют 55% (878 917,96 тыс. га), закрепленные охотничьи угодья – 45% (716 303,91 тыс. га). С 2010 г. площадь закрепленных охотничьих угодий Российской Федерации сократилась на 34 млн га (или на 4,8%).

В разрезе федеральных округов в 2017 г. наибольшая площадь закрепленных охотничьих угодий отмечена в Дальневосточном федеральном округе (275 212,0 тыс. га, или 40% от площади закрепленных охотничьих угодий Российской Федерации), наименьшая – в Северо-Кавказском федеральном округе (6 600,7 тыс. га, или 1% соответственно).

Согласно данным государственного охотхозяйственного реестра, в Российской Федерации в 2017 г. обитало: 1 065,7 тыс. лосей, 1 061,9 тыс. диких северных оленей, 1 027,7 тыс. косуль, 284,1 тыс. кабанов, 273,8 тыс. благородных оленей, 245,1 тыс. бурых медведей, 56,9 тыс. волков, 1,5 млн соболей, 665,1 тыс. бобров, 492,1 тыс. лисиц, 3,3 млн зайцев-беляков, 5 млн глухарей, 13,3 млн тетеревов, 19,5 млн рябчиков, 815,5 тыс. фазанов.

Группы и виды охотничьих ресурсовЧисленность, тыс. особейИзменение численности (в 2017 г. к 2016 г.), %
2014 г.2015 г.2016 г.2017 г.
Копытные животные
Лось*891,3834,01023,01065,74,2
Дикий северный олень1004,6951,9958,61061,910,8
Косули*980,4883,41011,11027,71,6
Благородный олень*225,4254,2263,2273,84,0
Пятнистый олень*23,625,626,728,98,2
Кабан*348,7309,3338,9284,1-16,2
Кабарга*235,6277,7361,5398,510,2
Туры*28,426,425,225,72,0
Серна*4,23,43,74,110,8
Сибирский горный козел*11,513,313,713,6-0,7
Снежный баран*73,676,277,883,77,6
Овцебык**7,27,27,29,126,4
Сайгак5,04,0-4,53,56,482,9
Пушные животные
Белка*5268,05344,85523,95277,6-4,5
Бобры**643,6609,1661,0665,10,6
Выдра**75,185,281,582,91,7
Горностай*423,8409,4407,3405,5-0,4
Заяц-беляк*3180,63334,73409,13263,7-4,3
Заяц-русак*819,6879,3895,8891,4-0,5
Колонок*116,7108,4122,7121,4-1,1
Корсак*35,837,131,731,80,3
Куницы*213,1202,7204,5229,012,0
Лисица*566,4531,0509,1492,1-3,3
Росомаха*14,913,514,515,56,9
Рысь*22,222,928,428,50,4
Соболь*1286,71309,71402,71497,16,7
Хори*56,753,655,150,6-8,2
Волк*46,555,750,256,913,3
Медведи
Бурый медведь***209,5225,1235,0245,14,3
Белогрудый медведь***5,56,46,87,37,4
Птицы
Глухарь*4728,44579,44533,75061,311,6
Тетерев*13350,59643,811944,913348,911,8
Рябчик *20491,117170,316079,219452,221,0
Фазан *711,82802,5814,1815,50,2

* – приведена численность по состоянию на 1 апреля;

Источник: данные Минприроды России.

Воздействие на охотничьи ресурсы

Охотничьи ресурсы представляют собой важнейшую составляющую природного капитала Российской Федерации и ее субъектов. Рациональное, сбалансированное с параметрами воспроизводства, изъятие (добыча) ресурсов – как в разрезе видов охотничьих животных, так и в территориальном аспекте – в значительной мере обеспечивает их устойчивость, сохранение биоразнообразия и социально-экономические выгоды в долгосрочной перспективе.

Группы видов и виды охотничьих ресурсовДобыча в сезон охоты, особейИзменение добычи (в 2016-2017 гг. к 2015-2016 гг.), %
2015-2016 гг.2016-2017 гг.
Копытные животные
Лось283963198712,6
Дикий северный олень5482550440-8,0
Косули39656435519,8
Благородный олень562358213,5
Пятнистый олень7668034,8
Кабан540736306116,6
Кабарга93061186027,4
Туры3323474,5
Серна386057,9
Сибирский горный козел284209-26,4
Снежный баран459456-0,7
Овцебык4775,0
Сайгак
Пушные животные
Белка216357203416-6,0
Бобры174702098120,3
Выдра1781959,6
Горностай1028118915,7
Заяц-беляк211614169477-19,9
Заяц-русак2651382879258,6
Колонок138381873135,4
Корсак2101307646,4
Куницы135321523012,5
Лисица1549241574341,6
Росомаха1391486,5
Рысь337313-7,1
Соболь2669192880437,9
Хори41332784-32,6
Волк860489684,2
Медведи
Бурый медведь660069445,2
Белогрудый медведь1371434,4
Птицы
Глухари *395074655417,8
Тетерев *88324903992,3
Рябчик *315154261357-17,1
Фазан *6563341854-36,2
Серая куропатка *9224110436413,1
Перепел *315075266251-15,5
Вальдшнеп *256047195343-23,7
Гуси *219578145096-33,9
Утки *22363751981823-11,4
Лысуха *125760120167-4,4

* – Добыча птиц указана без учета невозвращенных разрешений.

Источник: данные Минприроды России.

Мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов

Основные мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляются субъектами Российской Федерации в рамках переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Объем финансирования мероприятий в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов из федерального и региональных бюджетов в 2017 г. составил в совокупности 3,15 млрд рублей, что на 15% больше уровня 2016 г. Размер выделяемых субъектам Российской Федерации субвенций федерального бюджета составил 1,26 млрд рублей.

Для планирования охотхозяйственной деятельности субъектов Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатываются Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий. По состоянию на конец 2017 г. Схемы разработаны в 63 субъектах Российской Федерации.

Для обеспечения рационального использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в Российской Федерации проводится мониторинг состояния их популяций. Основным его компонентом является ежегодный учет численности охотничьих ресурсов, прежде всего, с использованием комплексного метода зимнего маршрутного учета (ЗМУ). По данным Минприроды России, в 2017 г. на основании ЗМУ были получены оценки численности 23 основных видов охотничьих ресурсов в 72 субъектах Российской Федерации.

В последние 10 лет в России заметно (в 1,9 раза) выросли затраты на ведение охотничьего хозяйства, включая рост (в 1,6 раза) затрат на проведение биотехнических мероприятий. В разрезе федеральных округов наибольшие затраты на ведение охотничьего хозяйства осуществляются в Центральном и Приволжском федеральных округах, в том время как наибольшая площадь охотничьих угодий характерна для Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.

Виды затрат20102011201220132014201520162017
Общие затраты45155502619667187079700980428557
из них: на биотехнические мероприятия6557439861031968101710431037
на учет численности90117151171194208222180
на создание охотничьей инфраструктуры446514520442548756857989

Примечание: Затраты на ведение охотничьего хозяйства включают в себя: средства федерального бюджета, собственные средства охотпользователей, членские взносы (форма 2-ТП (охота) «Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве», утвержденная приказом Росстата от 24.08.2017 № 545).

Ссылка на основную публикацию