Нововведения в мониторинге охотничьи ресурсов

Мониторинг охотничьих ресурсов

Раньше директором Охотдепартамента был А.Е. Берсенев. Он с маниакальным усердием хотел и пытался проводить реформы в охотничьем хозяйстве, в мониторинге охотничьи ресурсов. Он не слушал ведущих ученых в области охотоведения. Вместе с ним не слушали все члены его команды, которые остались на своих местах.

Я неоднократно называл ФЗ «Об охоте…» в печати антинародным, антисоциальным, антиэкологичным, коррупционным, разрушающим общества охотников, без которых охотничье хозяйство не построить. Конечно, охотничье хозяйство — это самостоятельная отрасль экономики, и это понимает С.Н. Будилин. Охотничьи ресурсы — особый компонент природы, который нуждается в особом подходе, методах изучения, учета, мониторинга, управления. Конечно, управлением этими ресурсами и отраслью должно заниматься самостоятельное ведомство. А потому закон-то надо менять!

Фиксация факта добычи

Этот пункт был в правилах и раньше, однако его исполнение часто игнорировалось в силу размытости формулировки. Теперь же все предельно четко и понятно — после добычи и до начала любых действий с добычей необходимо сделать отметку в разрешении на добычу. Исключение составляют лишь виды животных, на добычу которых не установлено ограничений.

Заметку следует делать перед любыми манипуляциями с дичью, так как даже подбор утки с воды в лодку будет считаться транспортировкой.

Сперва записали, потом подняли добычу

Уточнение формулировки позволит исключить случаи, когда недобросовестные охотники намеренно не делали отметок на добытую дичь до встречи с инспектором. Теперь они будут прямо нарушать правила охоты, попадать под полную конфискацию и лишаться возможности добывать животных с малой квотой больше положенного.

Также, в большинстве случаев следует делать отметку о ранении животного перед его добором, подробнее это описано в требованиях к охоте на конкретную группу животных.


Заметку следует делать перед любыми манипуляциями с дичью, так как даже подбор утки с воды в лодку будет считаться транспортировкой.

Каким быть российскому мониторингу?

Ориентируясь на нормативную базу по организации и функционированию единых информационных систем в РФ, а именно — осуществление мониторинга по утвержденным и периодически обновляемым методикам, полезно проанализировать данный аспект в порядке Приказа № 963 — «Мониторинг объектов животного мира».

Пунктом 11 настоящего Порядка трактуется, что мероприятия по учету численности и распространению объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии — по имеющимся научным подходам.

В Приказе № 344 — «Мониторинг охотничьих ресурсов» вопрос методов сбора информации не затронутвообще.

В настоящее время утверждена только одна методика зимнего маршрутного учета.

Относительно других применяемых методик учета такое положение позволяет широко трактовать формулировку «научные подходы».

В условиях слаборазвитого правового регулирования в части внедрения научных практик в правовое пространство государства подобные формулировки обладают большим коррупционным потенциалом.

Основываясь на нормативных положениях в других подсистемах экологического мониторинга, ведение мониторинга охотничьих ресурсов должно также проводиться по утвержденным методикам, что необходимо закрепить в Порядке ведения этого мероприятия и в соответствующих Приказах.

Россия имеет огромный опыт по учету и оценке охотничьих ресурсов, который обобщен в ряде монографий. Имеется более 40 методик, изданных в виде специальных инструкций. Ряд методик учета представлен на сайте ФГБУ «Центрохотконтроль».

Поэтапная доработка этих методик и их утверждение могут коренным образом изменить ситуацию с методическим обеспечением мониторинга охотничьих ресурсов.

В требованиях по составлению методик обязательны положения:

1) об использовании территориальной основы — классификации среды обитания охотничьих ресурсов и соответствующей карты среды обитания согласно Приказу Минприроды № 335 от 31.08.2010;

2) требования по разработке алгоритма расчета численности и статистической достоверности данных.

Организация полноценного мониторинга охотничьих животных для такой огромной страны, как Россия, несомненно, потребует огромных средств. Сейчас, когда эта система только выстраивается, а страна не так богата, как хотелось бы, необходим компромисс.

Вторая часть нашей публикации как раз и посвящена компромиссным походам к мониторингу охотничьих животных.

Совершенствование мониторинга охотничьих ресурсов — путь компромисса

Ключевая проблема современной экономики России недостаток финансовых средств для различных направлений ее развития. Иногда критически важных.

Как при весьма скромных финансовых возможностях системы охотничьего хозяйства и огромных территориях страны обеспечить мониторинг всех или основных видов охотничьих животных?

Даже в советское время попытка организации учета основных видов охотничьих животных не была реализована.

Изучение мирового и отечественного опыта показало, что наиболее приемлемой для России является система мониторинга животного мира, успешно используемая в Республике Беларусь. Такая система осуществляется как двухступенчатое мероприятие.

Первое мероприятие — ежегодный мониторинг всех видов охотничьих ресурсов на эталонных (модельных) участках репрезентативно охватывающих всю площадь субъекта РФ — это и будет наблюдательная сеть, предписанная нормативной базой экологического мониторинга.

Цель мониторинга получение на модельных территориях показателей: плотности населения (возможно, и общей численности) всех или большинства видов охотничьих ресурсов; характеристик среды их обитания; выявление многолетних тенденций в их состоянии; тенденций в состоянии видового разнообразия по мере накопления данных.

Данные такого мониторинга будут использоваться как для нужд охотничьего хозяйства, в частности, для корректировки ежегодных лимитов добычи соответствующих видов или иных способов регулирования добычи, так и для целей экологического мониторинга — выявления тенденций в состоянии видов и общего видового разнообразия как индикаторов благополучия окружающей среды.

Эталонная сеть наблюдений ежегодного мониторинга (как площадных, так и линейных) должна создаваться на принципах административного деления субъектов РФ, ландшафтных особенностей территории, территориального распределения видов животных, результатов бонитировки среды обитания охотничьих ресурсов, организационных возможностей соответствующих государственных структур — охотпользователей и особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В данной системе мониторинга особо важную роль должны занять ООПТ федерального значения как система наблюдений, где, в отличие от охотпользователей, сбор информации осуществляется квалифицированными кадрами и где отсутствует прагматический интерес к результатам.

Включение в сеть наблюдений мобильных обследований тех или иных территорий не противоречит нормативной базе экологического мониторинга.

Мониторинг — учеты на модельных участках при их проведении два раза в год, в зимний и летний, ранний осенний периоды, — позволит обеспечить слежение за состоянием всего или почти всего списочного состава охотничьих ресурсов.

Планируемые затраты на данный вид мониторинга должны быть значительно ниже, чем на ЗМУ, при этом должна формироваться накопительная система финансовых средств на второе мероприятие.

Второе мероприятие — периодическое проведение мониторинга охотничьих ресурсов с интервалом в пять-шесть лет с целью оценки их общих запасов в субъектах РФ и в целом в РФ и с приоритетом для видов ресурсов, добыча которых регламентируется цифровыми показателями (годовые лимиты, суточные или сезонные ограничения норм добычи).

По мере укрепления материально-финансовых возможностей список видов по оценке их запасов должен расширяться.

Как первое, так и второе мероприятие в совокупности позволят обеспечить решение предписанных законодательством задач как по рациональному использованию охотничьих ресурсов, так и по оценке общего состояния окружающей среды и, таким образом, будут полностью соответствовать задачам государственного экологического мониторинга.

Реализацию мониторинга как двухступенчатого мероприятия целесообразно осуществлять в формате двух-трехлетней поэтапной программы с широким обсуждением ключевых вопросов с субъектами РФ, научной и охотничьей общественностью.

Законодательное и нормативное закрепление рассмотренных положений. В общей системе реформирования системы мониторинга целесообразна реализация следующих мероприятий:

1. Законодательное и нормативное обеспечение и последующая организация мониторинга охотничьих ресурсов — наблюдений на локальном, региональном и федеральном уровнях как общей информационной системы с головным Единым информационным центром, разработанным регламентами деятельности отдельных звеньев, в том числе статуса в этой системе особо охраняемых природных территорий федерального значения и охотпользователей.

2. Все другие рассмотренные выше нормативно-правовые вопросы необходимо закрепить по общепринятым процедурам.

В числе дополнительных положений следует уточнить показатели состояния численности и среды обитания охотничьих ресурсов; доработать формы ведения мониторинговой информации на региональном и федеральном уровнях; регламент представления данных от ООПТ федерального значения; технических требований по ведению баз данных, в том числе картографического отображения информации.

3. Проработка вопроса о функциях и полномочиях Единого федерального аналитического центра по ведению мониторинга ресурсов охотничьих животных. В других подсистемах экологического мониторинга полномочия этого органа как федеральной структуры весьма велики.

По такой аналогии многие вышезатронутые проблемы мониторинга могут без дополнительных законодательно-нормативных положений выправлены в Положении о вышеназванном федеральном центре.

Целесообразно расширить функции этого центра, включив в них сбор и обобщение информации по всем объектам животного мира (позвоночные животные), а также всей информации, собираемой ООПТ федерального значения в рамках программы «Летопись Природы».

4. В современных условиях коренного обновления стратегии управления страной актуальны и структурные изменения в Минприроды РФ. Уже не раз обсуждаемое курирование разными подразделениями Министерства охотничьих ресурсов, особо охраняемых природных территорий, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ на предмет объединения в одно подразделение — должно произойти.

Затронутый в настоящей статье круг вопросов различен по значимости — одни вопросы носят частный характер, другие — принципиальный и особо значимый. Очевидно главное — неотложность реформирования российской системы государственного мониторинга охотничьих ресурсов и объектов животного мира в целом.

В числе дополнительных положений следует уточнить показатели состояния численности и среды обитания охотничьих ресурсов; доработать формы ведения мониторинговой информации на региональном и федеральном уровнях; регламент представления данных от ООПТ федерального значения; технических требований по ведению баз данных, в том числе картографического отображения информации.

Новости и пресс-релизы

  • Министр
  • Руководство
  • Структура
  • Положение
  • Контакты
  • Поиск
  • Версия для слабовидящих
  • Карта сайта
  • О сайте
  • Rss
  • Facebook
  • Youtube
  • Instagram
  • По техническим вопросам прохождения обращений в Министерство просим писать на почтовый ящик

Замечания и предложения по работе сайта просим отправлять на почтовый ящик .

  • Направление работы
  • Интерактивная карта
  • Особо охраняемые природные территории
  • Координационные и совещательные органы
  • Мероприятия
  • Открытое Министерство
  • Государственные услуги
  • Госслужба и кадры
  • Противодействие коррупции
  • Открытые данные
  • График приема граждан министром, заместителями министра и директорами департаментов минприроды России
  • Новости
  • Медиагалерея
  • Контакты
  • Официальные издания
  • Официальные документы Минприроды России
  • Государственные доклады
  • Государственные программы
  • Доклады о реализации отраслевых документов стратегического планирования
  • Документы для координационных и совещательных органов
  • Документы по вопросам ООПТ
  • Документы подведомственных учреждений
  • Методические документы
  • Независимая экспертиза
  • Общественное обсуждение
  • Общественный совет
  • Открытое Министерство
  • Стратегии и доктрины
  • Федеральный экологический совет
  • Экологический рейтинг городов
  • Перечни нормативных правовых актов
  • Rss
  • Facebook
  • Youtube
  • Instagram

Кроме того, определены условия применения различных методов учета численности в отношении охотничьих ресурсов в зависимости от вида охотничьих ресурсов и территориального признака его обитания. Установлены порядок и условия применения видов принятых методик и методов при осуществлении учета численности, иерархия методик и методов учета, а также приоритет данных по численности, полученных различными методами учета и методиками.

Правила охоты, которые окончательно добьют охоту

В настоящее время в рамках так называемой регуляторной гильотины Министерством природных ресурсов производится разработка новых правил охоты. Проект данных правил размещён на сайте regulation.gov.ru, после его опубликования проект получил огромное количество негативных оценок. В среде охотничьего сообщества данный проект вызвал крайнее изумление своим несоответствием федеральным нормам и принципам законотворчества. Лично у меня создалось впечатление, что перед разработчиками правил охоты была поставлена задача разработать инструмент для двух основных назначений:

1) максимально сократить количество охотников (владельцев оружия);

2) перевести оставшихся из разряда охотников в разряд клиентов охотпользователей.

Ниже постараюсь по пунктам обосновать своё мнение. Что они для этого сделали?

Начну с самого ошеломительного – п. 3 о приравнивании нахождения с оружием в угодьях к осуществлению охоты. Приведу его дословно: «3. Охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, в том числе нахождение на дорогах с расчехлённым и (или) заряженным охотничьим огнестрельным, пневматическим, метательным стрелковым оружием (далее – охотничье оружие) и (или) продукцией охоты».

Это приравнивание целиком переписано из ст. 57 ФЗ № 209 «Об охоте», одной из самых неоднозначных в законе. Но в законе данное приравнивание используется только в целях ответственности за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а не само по себе. И в последнее время суды разобрались с применением этой статьи и стали выносить оправдательные определения при законном транспортировании оружия владельцами через угодья.

Разработчики же правил охоты просто опустили это уточнение за ненадобностью. Теперь любой охотник, приехавший за день-два до открытия по водоплавающей (а большинство так и делает), рискует нарваться на приравнивание к охоте по этому пункту, даже если у него есть разрешение на добычу, и, как следствие, лишиться права охоты по ст. 8.37 КОАП РФ – сезон охоты ведь ещё не открылся! А это осуществление охоты вне установленных сроков. И такие постановления в случае принятия данной нормы, гарантирую, будут. И они устоят во всех обжалованиях в судах. Туда же, в приравнивание, подойдёт любой владелец, законно транспортирующий своё зачехлённое и разряженное оружие (пешком или на машине) по территории охотугодий: от остановки до сельского дома через поле, по грунтовке на дачу, через территорию «чужих» угодий в свои, куда есть разрешение на добычу, и т. д.

Кроме того, следует уточнить, что данное приравнивание вообще вне полномочий правил охоты. Ст. 23 ФЗ «Об охоте» устанавливает, что должно быть в правилах охоты – про приравнивание там ни слова.

Передача документов инспектору

П. 4.3 и 4.4 установлена обязанность передачи документов по первому требованию государственного охотинспектора (ГОИ) и производственного охотинспектора (ПОИ). В совокупности с п. 3 и на основе личного опыта могу с большой долей вероятности утверждать, что, отдав документы в руки, назад их получишь не скоро.

Помимо того, данное положение просто противоречит тому же ФЗ «Об охоте». В соответствии со ст. 40, п. 3, пп. 1 ГОИ имеет право запросить передачу документов и получить их только на основании письменного запроса – думаю, таковым можно считать протокол об административном правонарушении, если оно выявлено. Ни для чего другого эти документы ГОИ не нужны.

А ПОИ, согласно ст. 41, п.7, пп. 1, вправе вообще только проверить наличие документов у охотника.

Разрешение ГОИ/ПОИ круглогодичного ношения личного оружия

П. 23 с подпунктами разрешает круглогодичное ношение ГОИ/ПОИ личного оружия. Во-первых, такое разрешение вне полномочий Минприроды: оборот оружия и правила его ношения регулируются ФЗ «Об оружии» и Постановлением правительства № 814, в которых однозначно определён порядок ношения принадлежащего гражданам оружия. Кроме того, непонятна цель такого разрешения. Для самообороны? Вышеуказанные НПА запрещают ношение длинноствольного огнестрельного оружия в целях самообороны. Для охраны? Тогда владельцы угодий обязаны получать спецлицензию на охранную деятельность, аттестовать своих ПОИ как охранников и приобретать для них служебное оружие. Ответа от разработчиков на этот вопрос нигде нет. Во-вторых, наличие у ГОИ/ПОИ при себе оружия – весомый такой аргумент в поддержку предыдущих пунктов против борзых охотников/рыбаков/грибников не желающих предъявлять вещи для шмона[a-s1] осмотра.

Это была преамбула про инструментарий. Теперь про перекосы в сторону частников. П. 68.14 почему-то запрещает метательное оружие на коллективной охоте только в ОДОУ (общедоступных охотугодьях). Понятно, что лучников/арбалетчиков раз-два и обчёлся, но, во-первых, думаю, число их со временем будет расти, во-вторых, чем обосновано такое разграничение? П. 68.34 запрещает любительскую и спортивную охоту только в ОДОУ, расположенных на побережье Северного Ледовитого океана и Берингова моря. В закреплённых же на той же территории почему-то, получается, можно. И самое главное – п. 76 позволяет охотпользователям самостоятельно устанавливать запреты охоты на отдельные виды охотничьих животных либо в отношении животных определённых пола и возраста. Причём без указания о необходимости согласования данного запрета с кем-либо. Такого даже главам регионов не позволено: те должны хотя бы видимость соблюсти, согласовать запрет охоты с федеральным органом надзора.

С принятием данного пункта сбудется мечта большинства охотпользователей, у которых перекос на «копыта» и которые не хотят, чтобы кузьмичи с двудулками зайца в ИХ угодьях гоняли. (Лично был свидетелем, когда такой владелец выговаривал директору охотхозяйства: «Чтобы не выдавал никому на зайца!») Всё просто: запрещаешь все виды массовой охоты (заяц, лиса, водоплавающая, болотно-луговая и т. п.), чтоб поменьше народа шастало, и продаёшь «копыта». Либо вообще никому ничего не продаёшь, а охотишься сам с друзьями / нужными людьми. И вокруг никого!

Выше было описано, как и с помощью чего нас, самостоятельных охотников, будут выдавливать из угодий, лишать права охоты и, как следствие, аннулировать охотбилеты, разрешения на всё охотничье оружие и изымать это самое оружие. Но, помимо этого, проект правил содержит ещё немало нелепых нововведений. Закончу описанием одного из них – разграничения калибров нарезного оружия по видам добываемой дичи.

П. 68.19 разрешает охоту на рябчика, тетерева и глухаря только с патроном кольцевого воспламенения из оружия калибром не более 5,6 мм (.22 LR, мелкашка). Никогда не охотился на этих птиц, в нашем регионе их нет, но даже я понимаю, что охотиться на глухаря с мелкашкой – дурь несусветная. Калибр явно недостаточен. Значит, будут безвозвратно потерянные и загубленные подранки.

Читайте также:  Охота на лисицу с собаками по норам в Крыму выманивая животное

П. 68.20 зачем-то разграничивает нарезное оружие для охоты по пушному зверю. Запрещено применение охотничьего нарезного оружия калибром более 5,6 мм для охоты на зайцев, дикого кролика, корсака, белку, горностая, диких кошек, енота-полоскуна, колонка, куниц, летягу, норок, солонгоя, харзу, хорей – какая разница зайцу или корсаку, из какого калибра ему отстрелят голову? Запрещено применение охотничьего нарезного оружия калибром более 8 мм для охоты на сурков, бобров, барсука, росомаху, рысь – всё, прощай рекорды на варминт-турнирах по сурку. Зачем, почему введено такое разграничение? Непонятно. Разработчики в комментариях к этому вопросу знай талдычат: «Данная норма разработана на основе правоприменительной практики и по просьбам регионов». Какой практики, если не было запретов по калибрам? Откуда ей взяться? По просьбам каких регионов, можно поимённо?

Такое разграничение, во-первых, бессмысленно, так как с узакониванием релоадинга нарезных патронов каждый охотник может самостоятельно собрать патрон с необходимыми характеристиками. Как ослабленный, так и усиленный (до разумных пределов). Во-вторых, оно просто ставит в непонятное положение владельцев одного-единственного карабина в самых распространённых универсальных калибрах: .30-06, 7,62×54, .308 Win.. Эти калибры достаточны для любого зверя на территории нашей страны при соответствующем боеприпасе. Как быть владельцам при финансовой невозможности иметь два разных калибра для разных охот? Если уж и признать необходимость такого разграничения, то следует указывать минимально допустимый по энергетике патрон на тот или иной вид, например «на кабана – калибр не менее 6 мм» (калибр указан условно). А более мощным – пожалуйста.

Подытоживая вышесказанное, можно смело утверждать: задача по разработке инструмента выполнена. С этими правилами можно произвольно сократить количество охотников / владельцев оружия до нужного количества и выдавить всех «лишних» охотников из угодий.

Начну с самого ошеломительного – п. 3 о приравнивании нахождения с оружием в угодьях к осуществлению охоты. Приведу его дословно: «3. Охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, в том числе нахождение на дорогах с расчехлённым и (или) заряженным охотничьим огнестрельным, пневматическим, метательным стрелковым оружием (далее – охотничье оружие) и (или) продукцией охоты».

Нововведения в мониторинге охотничьи ресурсов

Greenpeace — это независимая международная некоммерческая организация.

Мы работаем только на частные пожертвования граждан и не принимаем финансирования от коммерческих, государственных и политических организаций.

ОМННО «Совет Гринпис» © 2020

Пандемия открыла путь многим сомнительным инициативам. Так, Минприроды 22 апреля опубликовало проект новых правил охоты. Они разрешат охоту с петлями, охоту в местах отдыха перелётных птиц и охоту с транспортных средств. До 18 мая ещё есть шанс проголосовать против, пока проходит общественное обсуждение правил на regulation.gov.ru.

Применение новых правил может привести к гибели большого количества редких и особо ценных видов животных, массовой добыче птиц в местах их гнездования и остановок на пролёте, а также будет способствовать браконьерской охоте. Чем опасны такие нововведения?

Пандемия открыла путь многим сомнительным инициативам. Так, Минприроды 22 апреля опубликовало проект новых правил охоты. Они разрешат охоту с петлями, охоту в местах отдыха перелётных птиц и охоту с транспортных средств. До 18 мая ещё есть шанс проголосовать против, пока проходит общественное обсуждение правил на regulation.gov.ru.

С 2021 года изменятся правила охоты

С 1 января 2021 года в Российской Федерации вступают в действие новые правила охоты, утверждённые приказом Минприроды России. В них указано требование соблюдения параметров охоты, за нарушения которых грозит административная ответственность.

В частности, с начала указанного периода разрешена пристрелка оружия (пробная стрельба).

– Проверка боя охотничьего оружия должна происходить на специальных стрельбищах либо в охотничьих угодьях в период охоты при наличии необходимых документов на право осуществления охоты. Также теперь обязательна на всех загонных коллективных охотах сигнальная одежда. Жилеты обязательны при охоте ночью в промежуток за час до захода солнца и час после восхода на копытных, медведей, волка, лисицу, – пояснил начальник управления охраны и использования животного мира Министерства лесного хозяйства Кировской области Олег Шалагинов.

Также разрешена охота на кабана с применением патронов, снаряжённых картечью, но не менее 7,5 мм диаметром. Также разрешён добор медведя в течение 3 суток, не считая дня ранения. Ранее срок составлял двое суток.

Появились и новые правила охоты на пушных животных. Теперь разрушение плотин и хаток для установки самоловов, а также раскопка нор для оказания помощи собакам, находящимся в норе, разрешена лишь частично.

– Охота на волка, лисицу, енотовидную собаку может проходить в любые сроки при наличии разрешения на добычу любого вида животного, но при условии, что охотнику вписали в разрешение на добычу вышеперечисленные виды, – рассказали в ведомстве.

Начальник управления добавил, что охота на селезней и уток с использованием подсадных будет разрешена в период с 1 марта по 16 июня в течение не менее 30 календарных дней. На весенней охоте разрешается делать на воде укрытия, не находящиеся в движении.

– Разрешено применение тепловизоров и приборов ночного видения для добычи в тёмное время суток на копытных животных, медведя, волка, барсука, бобра, енотовидной собаки. Запрещено применение тепловизоров, приборов ночного видения при охоте с использованием охотничьего метательного стрелкового оружия, – сказал Олег Шалагинов.

Добавим, что теперь будет запрещено:

  • применение пневматического оружия для охоты на белку, летягу, горлицу, рябчика;
  • охота на пернатую дичь с применением оружия с нарезным стволом, за исключением калибра не более 5,6 мм при охоте на рябчика, тетерева и глухаря;
  • применение оружия с нарезным стволом калибром более 5,7 мм для охоты на зайцев, белку, горностая, куниц, норок, хорей;
  • применение оружия с нарезным стволом калибром более 8 мм для охоты на бобров, барсука, росомаху, рысь (на лисицу можно охотиться с любым калибром);
  • стрелять по взлетающей птице ниже 2,5 метров при охоте в зарослях. В охотничий обиход введён лук и арбалет. Параметрами охоты для лучников могут устанавливаться более ранние сроки начала охоты на копытных, медведей и пушные виды.

Появились и новые сроки охоты на некоторые виды животных:

  • на лося – с 15 сентября по 10 января;
  • на бурого медведя – с 21 марта по 10 июня и с 1 августа до 31 декабря;
  • на ондатру – с 10 сентября до 28 февраля;
  • на белку, горностая, куницу, ласку, летягу, норку, росомаху, рысь и хорька – с 15 октября по 28 февраля.

Также в соответствии с новыми правилами запрещено нахождение с собаками, не находящимися на привязи, в охотничьих угодьях вне сроков охоты. Исключение – нахождение в зонах нагонки и натаски, которые определены в документах территориального или внутрихозяйственного охотустройства.

Кроме этого, расширены права производственного охотничьего инспектора. Он вправе требовать от охотника разрядить оружие, а охотник обязан передавать в руки инспектора свои документы для проверки.

Также разрешена охота на кабана с применением патронов, снаряжённых картечью, но не менее 7,5 мм диаметром. Также разрешён добор медведя в течение 3 суток, не считая дня ранения. Ранее срок составлял двое суток.

Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в части осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов методом авиаучета (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в части осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов методом авиаучета

Термины и определения

Учёт, учётные работы — процесс сбора и обработки полевого материала о численности и распространении охотничьих ресурсов для целей мониторинга.

Учётчик – специально подготовленный человек, осуществляющий учётные работы.

Сплошной учёт — проведение учёта охотничьих ресурсов на всей исследуемой территории.

Выборочный учёт — проведение учёта охотничьих ресурсов на части исследуемой территории.

Учетный маршрут — путь, на котором учетчик осуществляет сбор сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов

Исследуемая территория – территория, на которую необходимо получить сведения о численности и/или плотности охотничьих ресурсов (охотничье угодье, ООПТ и др.).

Участок обследования, обследованная территория — часть исследуемой территорий, на которой учетчик осуществляет сбор сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов.

Плотность населения охотничьего ресурса — отношение числа особей охотничьего ресурса к площади, пригодной для его обитания.

Численность охотничьих ресурсов — количество особей охотничьего ресурса на исследуемой территории (охотничье угодье, ООПТ и др.).

Охотничьи ресурсы — объекты животного мира, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, используются или могут быть использованы в целях охоты.

Спутниковый навигатор — прибор, устройство, работающее в системе географических координат посредством взаимодействия с искусственными спутниками Земли, позволяющее создавать путевые точки и треки.

Трек — графическое изображение пройденного человеком пути, записанного в виде линии с помощью спутникового навигатора и имеющего привязку к географическим координатам.

Путевая точка — графическое изображение определённой точки на местности, созданное с помощью спутникового навигатора и имеющее географические координаты.

Летательное средство, летательный аппарат — пилотируемое или беспилотное воздушное судно, технические характеристики которого позволяют выполнять аэрофотосъёмку с заданными параметрами.

БПЛА — беспилотный летательный аппарат.

Аэрофотосъёмка — процесс получения фотографии поверхности Земли с воздуха в горизонтальной плоскости с летательного аппарата.

Сезон проведения учёта — период года, во время которого проводятся учётные работы

Среда обитания — природная среда, в которой охотничьи звери и птицы обитают в состоянии естественной свободы.

Лесные охотничьи угодья, лесная категория среды обитания, лесные территории — территории, покрытые кронами древесно-кустарниковой растительности более чем на 20% площади, в том числе молодняки древесных пород и кустарники, лесные поляны и вырубки.

Открытые охотничьи угодья, открытые территории, полевая категория среды обитания — все территории, не покрытые лесной растительностью и не являющиеся акваториями.

Учитываемые виды — виды охотничьих ресурсов, численность которых определяется в результате проведения учётных работ.

Экстраполяция — распространение показателей выборочных учетных данных обследованной территории на всю исследуемую территорию.

ООПТ — особо охраняемые природные территории регионального и местного значения (для целей настоящих Методических указаний)

Иные территории, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов — территории, на которых обитают охотничьи ресурсы, но не являющиеся охотничьими угодьями или ООПТ (зелёные зоны вокруг населённых пунктов, лесопарки и др.).

Охотничьи угодья — территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Места локальной концентрации охотничьего ресурса, места концентраций — территории, на которых в определённый период года сосредоточены основные запасы данного охотничьего ресурса (различают места естественной концентрации охотничьих ресурсов – участки среды обитания охотничьих ресурсов с оптимальными естественными кормовыми и защитными свойствами, где в определённые периоды года наблюдаются концентрации (скопления) определённого вида охотничьего ресурса и места искусственно организованной концентрации охотничьих ресурсов — участки среды обитания охотничьих ресурсов, в которых концентрации (скопления) определённого вида охотничьего ресурса обусловлены антропогенным влиянием — улучшение кормовых условий, водопой, солонец и др.).

Площадь, пригодная для обитания охотничьего ресурса, площадь, свойственная для охотничьего ресурса — участки среды обитания, которые обеспечивают определённый вид охотничьего ресурса всеми основными потребностями его жизнедеятельности, то есть создают кормовые, защитные и гнездопригодные условия.

Закреплённые охотничьи угодья — охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Общедоступные охотничьи угодья — охотничьи угодья, которые не используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты.

Комплексный учёт охотничьих ресурсов — работы по определению численности двух и более видов охотничьих ресурсов.

Моновидовой учёт — работы по определению численности одного вида охотничьего ресурса.

3.1.1 Цель и задачи

Целью настоящих Методических указаний является регламентация осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации с использованием метода авиаучета.

С помощью настоящих Методических указаний решаются следующие задачи:

· установление последовательности и содержания работ по определению показателей численности и получению данных о размещении ресурсов на территории охотничьих угодий и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных (в том числе ООПТ) — лося, европейской и сибирской косуль, благородного, пятнистого, северного оленей, сибирского козерога, снежного барана, зубра, овцебыка, тура;

· уточнение показателей численности животных и данных об их размещении, полученных другими методами;

· получение дополнительных данных для проведения учета мест обитания иных видов охотничьих ресурсов (бобровые поселения, крупные скопления птиц и др.).

3.1.2 Условия проведения работ

Мониторинг охотничьих ресурсов методом авиаучета осуществляется на лесных, открытых равнинных территориях и в гористой местности, включая высокогорье, а также на акваториях (для учета скоплений водоплавающих птиц).

Сроки проведения авиаучета определяются исходя из условий хорошей видимости, контрастного выделения охотничьих ресурсов и мест их скопления на окружающем фоне, в период минимальных перемещений животных (отсутствие сезонных миграций) и их максимальной концентрации. Учет лесных копытных животных целесообразно проводить в период устойчивого снегового покрова, северного оленя и овцебыка — в период с июня по август, горных копытных — весной, в период концентрации их на южных склонах с первой зелёной травой.

Авиаучет проводится только в светлое время суток. Погода при проведении работ должна быть устойчивая, ясная, без осадков. Допустимые значения силы ветра зависят от типа применяемого летательного аппарата. Условия полёта и съёмки должны быть таковы, чтобы на полученных снимках (видеозаписи) местности достоверно идентифицировались животные учитываемого вида. Сомкнутость крон растительности (и её состав) должны позволять обнаруживать объект учёта с известной вероятностью недоучёта (не более 15%). Процент недоучёта рассчитывается по результатам предварительных полевых исследований в местах проведения работ (раздел 3.1.5).

3.1.3 Порядок организации проведения работ

Организация работ по осуществлению мониторинга охотничьих ресурсов методом авиаучета осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – уполномоченный орган) в пределах охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов. Приказом руководителя уполномоченного органа назначаются: ответственный за организацию и проведение мониторинга охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и ответственные за проведение учета охотничьих ресурсов в территориальных подразделениях (далее – ответственные за учеты в муниципальных образованиях). Ответственные за учеты в закрепленных охотничьих угодьях назначаются руководителями организаций-охотпользователей (юридических или физических лиц).

Ответственный за организацию и проведение мониторинга охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации:

· определяет, в соответствии с задачами и потребностями мониторинга охотничьих ресурсов субъекта Российской Федерации, объем учетных работ в общедоступных охотничьих угодьях и на ООПТ, а также согласовывает объем учетных работ в закрепленных охотничьих угодьях;

· проводит инструктаж ответственных за учеты в муниципальных образованиях и ответственных за учеты в закрепленных охотничьих угодьях по осуществлению авиаучета;

· организует тиражирование учетных ведомостей для проведения учета в общедоступных охотничьих угодьях и ООПТ, а также передачу образцов ведомостей для проведения учетов в закрепленных охотничьих угодьях;

· организует сбор первичных материалов учета по общедоступным охотничьим угодьям и ООПТ, а также сбор отчетов о проведении мониторинга охотничьих ресурсов методом авиаучета по закрепленным охотничьим угодьям. При необходимости вправе затребовать первичные материалы (фото – и видеосъемка) и документированные результаты учета по закрепленным охотничьим угодьям;

· организует обработку первичных материалов учета и расчет численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и ООПТ;

· организует расчет численности охотничьих ресурсов в целом по субъекту РФ (в пределах общедоступных охотничьих угодий, ООПТ и закрепленных охотничьих угодий) и подготовку Отчета о численности и размещении охотничьих ресурсов на территории субъекта РФ;

· подготавливает материалы для предоставления результатов мониторинга охотничьих ресурсов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по установленной форме.

Учётчик – специально подготовленный человек, осуществляющий учётные работы.

Российским охотникам придется учиться жить по новым охотничьим правилам

Очередная порция масштабных поправок в многострадальный закон «Об охоте» родилась в стенах Госдумы и Совета Федерации. Народные избранники решили одним махом перекрыть кислород браконьерам, усовершенствовать правила обучения будущих охотников и дать возможность владельцам угодий спать спокойно, не боясь за судьбу своих наделов. Кроме того, с принятием нового закона станет наконец понятно, как быть с волками и медведями, которые вдруг заскучали в лесу и решили нагрянуть незваными гостями к человеку.

В одном пакете поправок парламентарии уместили сразу несколько самых больных вопросов.

Первый касается борьбы с браконьерством.

Читайте также:  Гладкоствольные карабины ВПО 208 СКС, 209, 212 и 213: обзор и характеристики

Как пояснил сенатор Сергей Лисовский, в последнее время охотники-нелегалы освоили очень тонкую схему, которая позволяет им отстреливать особо ценных краснокнижных зверей прямо под носом у полицейских и лесников.

— Сначала в лес приезжает одна группа браконьеров, — рассказал Лисовский. — Они просто убивают зверя, ставят ему на тело GPS-метку и уезжают. Следом за ними приезжает другая группа и увозит животное. Эти люди уже без оружия. Даже если их остановит полицейский или инспектор, они говорят, что просто случайно нашли убитого зверя в лесу и вот как раз сейчас везут его сдавать в полицию. Придраться к ним невозможно — перевозчики не вооружены, ни в кого не стреляли.

В будущем же для таких ловкачей появится своя статья в Уголовном кодексе. Она установит ответственность за незаконный оборот особо ценных охотничьих ресурсов.

Здесь имеется в виду приобретение, перевозка и хранение как целого зверя, так и его частей. То есть если у браконьера в багажнике машины обнаружится мясо или шкура тигра, отмахнуться фразой «Да оно в лесу валялось, я и подобрал» уже не получится.

Наказания парламентарии прописали суровые: от 500 тысяч рублей до 1 млн рублей штрафа, три года тюрьмы или принудительные работы на такой же срок.

Кстати, ловить стрелков-нелегалов тоже станет проще. Сейчас парламентарии сетуют, что охотничьих инспекторов в стране мало. Зато есть лесники и ревизоры рыбнадзора. Но они по закону не имеют права наказывать охотников-нарушителей. Поэтому у думцев родилась идея дать возможность всем ловить всех.

Это значит, что если лесник увидит браконьера, он будет иметь полное право сдать его с рук на руки стражам порядка. То же самое сможет сделать и инспектор рыбнадзора.

Второй проблемный момент, который обновленный закон призван устранить, касается тех, кто принимает участие в охоте, но сам живность не убивает.

Как отмечают авторы в пояснительной записке, в первую очередь это егеря-загонщики. Они ищут, выслеживают, преследуют зверя, а потом перерабатывают его и увозят с «поля боя». При этом сами они никого не отстреливают.

Однако нынешняя версия закона «Об охоте» почему-то ставит таких людей в положение нарушителей. Ведь у них нет специального разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В результате каждый егерь рискует нарваться на крупный штраф, просто выполняя свою повседневную работу.

В такой же ситуации оказываются и те, кто обучает молодых охотников и натаскивает собак и ловчих птиц. Чтобы устранить недочет, в законе появится понятие «права на охоту». Возникать оно будет с момента получения охотничьего билета.

С этим документом человек сможет спокойно ходить по лесу с ружьем, не опасаясь нападок со стороны правоохранителей. Получить такой билет, как говорится в тексте проекта поправок, сможет гражданин с 14-летнего возраста.

«Это позволит молодым охотникам не только обучаться охоте вместе со старшими товарищами, но и охотиться с использованием особых орудий, например самоловов, что особенно актуально для районов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, где охота является одним из средств существования местного населения», — отмечают авторы изменений в пояснительной записке.

Также в поправках говорится о так называемом безотлагательном отстреле дикого зверя, который представляет угрозу жизни людей.

Парламентарии сетуют, что в действующей версии закона «Об охоте» об этом нет ни слова. В результате каждый, кто стреляет в волка или медведя, который забрел на огонек к человеку, с точки зрения буквы закона не спасает людей, а совершает преступление.

Если изменения будут приняты, экстренный отстрел агрессивного лесного гостя станет официальной работой инспекторов ГИБДД и охотничьих инспекторов.

«Учитывая высокую численность опасных и вредных хищников (волка, шакала, лисицы) для человека и сельскохозяйственных и домашних животных, существует необходимость предоставления возможности их добычи охотниками», — говорится в пояснительной записке.

Еще одно нововведение должно узаконить охоту в вольерах, то есть в искусственной среде обитания.

— При содержании и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания требуется проведение селекции, в том числе для повышения трофейных качеств животных, — пояснил Сергей Лисовский.

— Для этого необходимо проведение охоты в вольере.

Наконец, народные избранники прописали новые правила, призванные успокоить добросовестных пользователей охотничьих угодий. Нынешний закон, как признаются сами землевладельцы, заставляет их налегать на валерьянку.

По правилам такие бизнесмены должны время от времени перезаключать специальные соглашения, на основании которых они пользуются землей. Но чтобы это сделать, участок приходится выставлять на аукцион.

При этом никто из чиновников не дает гарантии, что гигантский кусок земли, куда бизнесмен вложил огромные деньги из собственного кармана, по результатам такого конкурса не перейдет кому-то еще.

— Действующие правила не дают охотпользователям гарантии долгосрочных инвестиций и сохранения вложенных в угодья средств, — отмечает Лисовский.

— При этом владение такими землями частных лиц — это верный способ сохранить ресурсы животного мира. У государства нет на это денег. Поэтому в законе необходимо прописать, что добросовестный охотпользователь имеет право сохранять за собой свой участок земли и вносить в документы необходимые ему изменения без выставления надела на аукцион.

Все приказы Минприроды, касающиеся охоты

Однако нынешняя версия закона «Об охоте» почему-то ставит таких людей в положение нарушителей. Ведь у них нет специального разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В результате каждый егерь рискует нарваться на крупный штраф, просто выполняя свою повседневную работу.

Приказ Минприроды России от 30.04.2010 N 138 (ред. от 11.01.2017) Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2010 N 17603)

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

от 30 апреля 2010 г. N 138

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ

ДОПУСТИМОГО ИЗЪЯТИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ И НОРМАТИВОВ

ЧИСЛЕННОСТИ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ В ОХОТНИЧЬИХ УГОДЬЯХ

В целях реализации статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450) и в соответствии с пунктом 5.2.51.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656), приказываю:

нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов (приложение 1);

нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях (приложение 2).

к Приказу Министерства

природных ресурсов и экологии

от 30 апреля 2010 г. N 138

ДОПУСТИМОГО ИЗЪЯТИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ

I. Нормативы допустимого изъятия охотничьих

ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи

Наименование охотничьего ресурса

Показатели численности (особей) на 1000 га охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида

Нормативы допустимого изъятия, % от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания

Лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), пятнистый олень, косули европейская и сибирская

Позиция исключена. – Приказ Минприроды России от 17.06.2014 N 267

Дикий северный олень

Кабарга, туры, муфлон, серна, сибирский горный козел, снежный баран, сайгак, овцебык, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом, лань

Норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года, без разделения по половому признаку, устанавливается для охотничьих ресурсов: лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), лань, пятнистый олень – до 20%, косуля (европейская и сибирская) – до 50% от квоты.

Норматив допустимого изъятия взрослых самцов для видов охотничьих ресурсов: лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), лань, пятнистый олень, косули европейская и сибирская во время гона, с неокостеневшими рогами (самцов марала, изюбря, пятнистого оленя, дикого северного оленя) устанавливается не более 25% от квоты.

Норматив допустимого изъятия самцов кабарги устанавливается не более 75% от квоты.

II. Нормативы допустимого изъятия охотничьих

ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения

лимита добычи охотничьих ресурсов

Наименование охотничьего ресурса

Норматив допустимого изъятия, % от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания

Позиция исключена. – Приказ Минприроды России от 11.01.2017 N 4

Абзац утратил силу. – Приказ Минприроды России от 11.01.2017 N 4.

Для остальных охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи, нормативы допустимого изъятия не устанавливаются.

к Приказу Министерства

природных ресурсов и экологии

от 30 апреля 2010 г. N 138

ЧИСЛЕННОСТИ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ В ОХОТНИЧЬИХ УГОДЬЯХ

Нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях состоят из показателей максимальной и минимальной численности охотничьих ресурсов.

Вид охотничьего ресурса

Показатель максимальной численности охотничьих ресурсов (особей) на 1000 га охотничьих угодий

Дикий северный олень

Сибирский горный козел

Гибриды зубра с бизоном, домашним скотом

Показатель минимальной численности охотничьих ресурсов устанавливается только для тех видов охотничьих ресурсов, добыча которых производится в соответствии с лимитом их добычи, и для кабана.

Показатель минимальной численности охотничьих ресурсов в конкретном охотничьем угодье (отдельном охотничьем хозяйстве) устанавливает минимальное количество охотничьих ресурсов, при котором возможно определение квоты добычи не менее чем одной особи охотничьих ресурсов в соответствии с установленными нормативами и определяется по формуле:

где: – показатель минимальной численности охотничьих ресурсов в одном охотничьем угодье;

, % – норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов;

за 100% принимается объем добычи не менее 1 особи.

При расчете показателя минимальной численности лося, благородного оленя, пятнистого оленя используется норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов этих видов, соответствующий показателю численности (особей) на 1000 га охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида.

При расчете показателя минимальной численности косуль, дикого северного оленя, кабарги, туров, муфлона, серны, сибирского горного козла, снежного барана, сайгака, овцебыка, гибридов зубра с бизоном и домашним скотом, лани, соболя используется минимальный норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов этих видов – 3% от их общей численности.

Показатель минимальной численности медведей, барсука, выдры и рыси рассчитывается только для определения ежегодной квоты, при этом используется максимальный показатель норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов этих видов.

При расчете показателя минимальной численности кабана в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях используется норматив допустимого изъятия кабана – 10% от его общей численности в конкретном охотничьем угодье.

Норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года, без разделения по половому признаку, устанавливается для охотничьих ресурсов: лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), лань, пятнистый олень – до 20%, косуля (европейская и сибирская) – до 50% от квоты.

Приказ Минприроды России от 30.04.2010 N 138 (ред. от 11.01.2017) Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2010 N 17603)

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

от 30 апреля 2010 г. N 138

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ

ДОПУСТИМОГО ИЗЪЯТИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ И НОРМАТИВОВ

ЧИСЛЕННОСТИ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ В ОХОТНИЧЬИХ УГОДЬЯХ

В целях реализации статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450) и в соответствии с пунктом 5.2.51.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656), приказываю:

нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов (приложение 1);

нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях (приложение 2).

к Приказу Министерства

природных ресурсов и экологии

от 30 апреля 2010 г. N 138

ДОПУСТИМОГО ИЗЪЯТИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ

I. Нормативы допустимого изъятия охотничьих

ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи

Наименование охотничьего ресурса

Показатели численности (особей) на 1000 га охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида

Нормативы допустимого изъятия, % от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания

Лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), пятнистый олень, косули европейская и сибирская

Позиция исключена. – Приказ Минприроды России от 17.06.2014 N 267

Дикий северный олень

Кабарга, туры, муфлон, серна, сибирский горный козел, снежный баран, сайгак, овцебык, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом, лань

Норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года, без разделения по половому признаку, устанавливается для охотничьих ресурсов: лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), лань, пятнистый олень – до 20%, косуля (европейская и сибирская) – до 50% от квоты.

Норматив допустимого изъятия взрослых самцов для видов охотничьих ресурсов: лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), лань, пятнистый олень, косули европейская и сибирская во время гона, с неокостеневшими рогами (самцов марала, изюбря, пятнистого оленя, дикого северного оленя) устанавливается не более 25% от квоты.

Норматив допустимого изъятия самцов кабарги устанавливается не более 75% от квоты.

II. Нормативы допустимого изъятия охотничьих

ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения

лимита добычи охотничьих ресурсов

Наименование охотничьего ресурса

Норматив допустимого изъятия, % от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания

Позиция исключена. – Приказ Минприроды России от 11.01.2017 N 4

Абзац утратил силу. – Приказ Минприроды России от 11.01.2017 N 4.

Для остальных охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи, нормативы допустимого изъятия не устанавливаются.

к Приказу Министерства

природных ресурсов и экологии

от 30 апреля 2010 г. N 138

ЧИСЛЕННОСТИ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ В ОХОТНИЧЬИХ УГОДЬЯХ

Нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях состоят из показателей максимальной и минимальной численности охотничьих ресурсов.

Вид охотничьего ресурса

Показатель максимальной численности охотничьих ресурсов (особей) на 1000 га охотничьих угодий

Дикий северный олень

Сибирский горный козел

Гибриды зубра с бизоном, домашним скотом

Показатель минимальной численности охотничьих ресурсов устанавливается только для тех видов охотничьих ресурсов, добыча которых производится в соответствии с лимитом их добычи, и для кабана.

Показатель минимальной численности охотничьих ресурсов в конкретном охотничьем угодье (отдельном охотничьем хозяйстве) устанавливает минимальное количество охотничьих ресурсов, при котором возможно определение квоты добычи не менее чем одной особи охотничьих ресурсов в соответствии с установленными нормативами и определяется по формуле:

где: – показатель минимальной численности охотничьих ресурсов в одном охотничьем угодье;

, % – норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов;

за 100% принимается объем добычи не менее 1 особи.

При расчете показателя минимальной численности лося, благородного оленя, пятнистого оленя используется норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов этих видов, соответствующий показателю численности (особей) на 1000 га охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида.

При расчете показателя минимальной численности косуль, дикого северного оленя, кабарги, туров, муфлона, серны, сибирского горного козла, снежного барана, сайгака, овцебыка, гибридов зубра с бизоном и домашним скотом, лани, соболя используется минимальный норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов этих видов – 3% от их общей численности.

Показатель минимальной численности медведей, барсука, выдры и рыси рассчитывается только для определения ежегодной квоты, при этом используется максимальный показатель норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов этих видов.

При расчете показателя минимальной численности кабана в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях используется норматив допустимого изъятия кабана – 10% от его общей численности в конкретном охотничьем угодье.

Дикий северный олень

Приказ Минприроды России от 29.06.2010 N 228 (ред. от 06.09.2012) Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

от 29 июня 2010 г. N 228

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРИНЯТИЯ ДОКУМЕНТА ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛИМИТА ДОБЫЧИ ОХОТНИЧЬИХ

РЕСУРСОВ, ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ

К ЕГО СОДЕРЖАНИЮ

В целях реализации статей 24 и 32 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450) и в соответствии с пунктом 5.2.51.3 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656), приказываю:

Читайте также:  Поход в Ямал с целью охоты и рыбалки на реке Обь

порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений (приложение 1);

требования к содержанию документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов (приложение 2).

к Приказу Минприроды России

от 29.06.2010 N 228

ПРИНЯТИЯ ДОКУМЕНТА ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛИМИТА ДОБЫЧИ ОХОТНИЧЬИХ

РЕСУРСОВ И ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

1. Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений (далее – Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450) (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ) и определяет процедуру подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений.

2. Лимит добычи охотничьих ресурсов – объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов .

Ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450).

3. Лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года .

Ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов. В заявке для каждого вида охотничьих ресурсов необходимо указать:

свойственную для вида охотничьего ресурса площадь обитания (если охотустройство не производилось, указывается общая площадь охотничьего угодья);

численность и показатель численности на 1000 га в текущем году и за два предыдущих года;

квоту добычи, выраженную в процентах от численности охотничьего ресурса в текущем году;

квоту добычи, выраженную в количестве особей, предполагаемых к изъятию, в том числе количество особей в возрасте до одного года, взрослых особей (самцов с неокостеневшими рогами, самцов во время гона, без подразделения по половому признаку).

Для добычи охотничьих ресурсов в целях научной и образовательной деятельности на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, научные и образовательные организации до 15 апреля подают заявки в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

Для добычи охотничьих ресурсов на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие разрешение на осуществление деятельности в соответствии со статьями 49 и 50 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, до 15 апреля подают заявки в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

5. Квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.

Здесь и далее в документе – данные о численности охотничьих ресурсов на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

В случае, если рассчитанное на основании установленных нормативов допустимого изъятия и данных о численности конкретного вида охотничьих ресурсов допустимое изъятие охотничьего ресурса выражается дробным числом, которое меньше единицы, округление такого значения допустимого изъятия охотничьего ресурса не производится.

В случае, если рассчитанное на основании установленных нормативов допустимого изъятия и данных о численности вида охотничьих ресурсов допустимое изъятие охотничьих ресурсов выражается дробным числом, которое больше единицы, округление такого значения производится в соответствии с правилами математического округления, а именно: если первый знак после запятой больше или равен 5, целая часть числа увеличивается на единицу; если первый знак после запятой меньше 5, целая часть числа не изменяется.

В целях увеличения численности охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов, а также достижения оптимальной половой и возрастной структуры и качественных показателей охотничьих ресурсов юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения или указанные в части 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, вправе указать в заявке меньший размер квоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов, чем рассчитанный по установленным нормативам допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

6. Если квота добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях или объем добычи охотничьих ресурсов на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, устанавливается только для осуществления охоты в целях научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, они могут составлять менее 3% общей численности охотничьего ресурса определенного вида.

7. Квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается:

при отсутствии заявки;

в случае отсутствия данных о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях или на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов;

в случае, при котором определение квоты добычи приводит к результату менее чем одна особь.

8. В случае если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленном охотничьем угодье, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, либо при установлении квоты не учтено снижение численности охотничьих ресурсов относительно численности в предыдущем сезоне охоты, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации устанавливает квоту добычи охотничьих ресурсов в отношении этого охотничьего угодья в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, обосновывая причины такого несоответствия, о чем в трехдневный срок уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку.

9. Для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации:

9.1. до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи;

9.2. до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях;

9.3. до 15 апреля на основании заявок, поданных на добычу охотничьих ресурсов в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания на территориях, являющихся средой обитаниях охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, определяет объем добычи охотничьих ресурсов на этих территориях;

9.4. определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями;

9.5. до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу;

9.6. после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня направляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (далее – проект), с приложением пояснительной записки, содержащей оценку качества проведенных учетных работ в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, и в целом по субъекту Российской Федерации, описание погодных условий в период проведения учетных работ, информацию о незаконной добыче и гибели охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, за предыдущий год.

Проект должен содержать для каждого вида охотничьих ресурсов следующие сведения:

численность в текущем году и за два предыдущих года;

установленный лимит добычи охотничьего ресурса за два предыдущих года;

освоение лимита за два предыдущих года, выраженное в процентах;

устанавливаемый лимит добычи, в том числе взрослых особей и особей в возрасте до 1 года;

устанавливаемые квоты добычи для охотничьих угодий и объемы добычи для территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями.

10. Минприроды России осуществляет согласование проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 31 июля представляет для утверждения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проект документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации.

13. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 1 августа утверждает лимит добычи охотничьих ресурсов .

Ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

14. Документ, утверждающий лимиты добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации, подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.

15. Копия документа, утверждающего лимиты добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации, представляется в Минприроды России в течение 7 календарных дней со дня официального опубликования.

16. Внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в случаях:

требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов;

на основании судебного решения .

Ч. 11 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

17. Документ субъекта Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в принятый документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.

18. Копия документа субъекта Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в принятый документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов предоставляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 7 календарных дней со дня его официального опубликования.

К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТА ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛИМИТА ДОБЫЧИ

1. Документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации состоит из вводной, основной и заключительной частей.

2. Вводная часть содержит обоснование издания документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, ссылку на реквизиты документа о согласовании уполномоченным федеральным органом исполнительной власти лимитов добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов и ссылку на реквизиты приказа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты добычи охотничьих ресурсов, об утверждении заключения экспертной комиссии.

3. Основная часть содержит сведения об утверждаемом лимите, квотах и объемах добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья и иной территории, являющейся средой обитания определенного вида охотничьих ресурсов, в отношении которого устанавливается лимит добычи, с указанием, при необходимости, количества особей в возрасте до одного года, взрослых особей (самцов с неокостеневшими рогами, самцов во время гона, без подразделения по половому признаку) на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года.

4. Заключительная часть содержит указание на должностное лицо уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, на которое возложен контроль за исполнением документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации.

9.5. до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу;

Нормативно-правовая база

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” (rtf, 1.01 Мб)

Презентация на тему Управление охотничьими ресурсами: состояние, перспективы и пути развития

Презентация на тему Управление охотничьими ресурсами: состояние, перспективы и пути развития, предмет презентации: Разное. Этот материал содержит 17 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Управление охотничьими ресурсами: состояние, перспективы и пути развития

Обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов

Некоторые вопросы мониторинга охотничьих ресурсов

Конвенция о биологическом разнообразии определяет мониторинг биологических ресурсов (в нашем случае охотничьих ресурсов и среды их обитания) как ключевой компонент успешного адаптивного менеджмента.

В новом Законе об охоте, который не ругал только ленивый, государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представлен как система регулярных наблюдений за состоянием, численностью, распространением и размещением охотничьих ресурсов в среде их обитания, динамикой изменения охотничьих ресурсов по видам, а также состоянием охотничьих угодий. Соответственно, одними из главных мероприятий в любом охотничьем хозяйстве являются проведение учетов оценки среды обитания охотничьих животных и их численности.

Хотя новый Закон об охоте и устанавливает правовые основы устойчивого использования, охраны и воспроизводства охотничьих животных и среды их обитания, как данные положения будут работать на практике, покажет время. Основной проблемой видится разграничение и передача полномочий федеральных государственных органов государственным органам субъектов федерации.

Если методика процедуры бонитировки охотничьих угодий достаточно отрегулирована и отработана, то система учета охотничьих ресурсов вызывает многочисленные сомнения. Как известно, от качества учета охотничьих животных зависит определяемый объем их изъятия. К сожалению, на сегодняшний день практически полностью утрачена возможность проведения именно федеральных учетов количества охотничьих ресурсов по наименее затратному методу зимнего маршрутного учета, объясняемая, прежде всего, недостатком федерального финансирования данного метода. Повсеместно допускаются разночтения в методике на уровне отдельных охотничьих хозяйств, что приводит к некорректным данным по численности ресурсов, предоставляемых субъектами Федерации.

Говоря о проведении учета и мониторинга среды обитания, необходимо отметить, что и методики данной процедуры весьма устарели. Возможно, стоит присмотреться к нормативным документам и актам других стран, в частности наших соседей из Республики Беларусь. При мониторинге территории среды обитания охотничьих ресурсов для пользователей любого уровня представляется возможным применять следующие учетные признаки:

1. административно-хозяйственные – административный район, лесопользователь, пользователь земель с.-х. назначения и т.д.;
2. природно-географические – физико-географическая провинция, область, район, ландшафты в необходимой иерархии;
3. прикладные – охотхозяйственное использование, сельскохозяйственное, рекреационное и т.д.

Следующим шагом становится составление кадастра охотничьих территорий по разным слоям и типам (как пример, вид – лесной, тип – сосновый, подтип – зеленомошник). Стоит ли говорить, что при применении данной таксации, планирование управления популяционно-ландшафтными видами охотничьих животных, оценка и анализ охотничьих угодий, мониторинг отдельных видов охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также выработка рекомендаций по проведению различных видовых и охотхозяйственных биотехнических мероприятий выходят на совершенно новый уровень.

Учитывая, что при общей площади охотничьих угодий в 150 миллиардов гектар согласно новому Законе об охоте зарегулировано отведение 80 процентов данных земель в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (120 млрд. га. ), основным низовым звеном в системе охотпользования и охотустройства становятся охотхозяйства различного типа собственности. Естественно, вся нагрузка по инвентаризации угодий и животных, разработке мероприятий по рациональному использованию охотничьих угодий и охотфауны, бонитировке, разработке планов воспроизводственных работ ложится на плечи арендаторов угодий. Такую сложную и ответственную работу способны выполнить лишь специалисты-охотустроители. Но, к сожалению, большой проблемой для всего российского охотустройства и охотпользования является нехватка квалифицированных кадров, способных эффективно и качественно управлять огромным охотничьим хозяйством Российской федерации.

Выходом из сложившейся ситуации, возможно, стало бы привлечение охотхозяйствами на договорной основе специалистов из территориальных управлений охотустроительных органов (либо для проведения разовых или сезонных работ, либо на основе аутосорсинга).

Таким образом, в эффективном планировании и управлении охотничьим хозяйством любого ранга будут заинтересованы вертикаль государственных органов власти, сами охотхозяйства и рядовые охотники.

Несомненно, вопросы эффективного мониторинга – лишь малая часть проблем охотничьего хозяйства России, требующих скорейшего решения для оптимизации и дальнейшего воспроизводства охотничьих угодий и охотфауны.

Выходом из сложившейся ситуации, возможно, стало бы привлечение охотхозяйствами на договорной основе специалистов из территориальных управлений охотустроительных органов (либо для проведения разовых или сезонных работ, либо на основе аутосорсинга).

Ссылка на основную публикацию