Синтетические материалы для вязания мушек преимущества и недостатки

Материалы для вязания нахлыстовых мушек. Синтетика.

НЕ секрет, что многие рыбаки увлекшись нахлыстом, приходят к самостоятельному изготовлению мушек. Нельзя сказать что это дешевле, зато процесс захватывающий и ограничений фантазии никаких нет. В магазинах сейчас представлено множество перышек, ниточек и прочих материалов для вязания мушек. Сегодня мы поговорим об одном из немаловажных разделов-синтетических материалах.4

Синтетические материалы сейчас все чаще применяются мастерами для изготовления приманок. Но на этом рынке очень много новинок и начинающему вязальщику тяжело в них разобраться. В этой статье мы разберем самые популярные волокна и расскажем про пару не таких известных.В своей работе (а ей уже более десяти лет)я часто пользуюсь всем ниже перечисленным.

Последнее время есть тенденция замены синтетикой натуральных меха и перьев. Происходит это по нескольким причинам:

во-первых, синтетические материалы дешевле натуральных, что позволяет снизить стоимость самой мушки.

Во вторых большинство синтетических материалов имеют большую плавучесть по сравнению с натуральными, что позволяет использовать их при изготовлении сухих мух, позволяя последним дольше держаться на поверхности воды.

В третьих синтетика крепче и результат получается прочнее и выдерживает большее количество поклевок не разрушаясь.
В большинство синтетических материалов добавлен блеск, который, отражая солнечный свет делает приманку заметнее для рыбы. В нашем магазине есть так же некоторое количество светонакопительных синтетических материалов (волокон) которые, зарядившись солнечным светом, отдают его потом на глубине.

Из синтетики вяжется большое количество стримеров на щуку судака и окуня. Так же она часто применяется при изготовлении сухих мушек (парашютики, крылышки). В мокрые мушки – добавляется в качестве блестящего элемента.
Какие же есть синтетические материалы мы рассмотрим ниже.:

1. синтетические плавающие волокна (Аero dry)- это волокна не впитывающие воду. Применяется при имитации крылышек у сухих мух типа поденки или москито. Или в качестве индикатора поклевки. представлен в нашем магазине во множестве цветовых вариаций. Так же иногда применяется для изготовления тела мушки. довольно прочен. устойчив к поклевкам.
2. Антрон -Плавающие и немного поблескивающие волокна. Применяется для вязания хвостиков и крылышек у сухих мушек. (red tug, ) так же может использоваться в качестве индикатора поклевки (жуки) или как хвостик у мокрой мушки (мокрый red tug)

3. Искусственный мех Craft fur.-Идеальный вариант для вязания стримеров на щуку, судака или даже некоторых лососевых мушек. Привлекает ценой и тем что не меняет своего цвета при опускании в воду. в нашем магазине представлен на тканевой основе, что дает возможность нарезать его на полоски для обкручивания мушки по телу. Если же вам нужен пучок меха на крыло-просто отделяете волокна необходимой толщины и отрезаете. Мушки связанные из крафт фура в большом количестве представлены у нас в разделе щучьи стримеры

4. Синель- бывает разнообразная:
shenille различных диаметров удобна при вязании тела нахлыстовых мух и стримеров. Позволяет заменить даббинг
кактусовая.с разной длинной ворса.-применяется при вязании стримеров или морских мушек. имеет дополнительный блеск в воде. На мушщки , связанные из этой синели хорошо клюет окунь, щука, кумжа.
micro shenille-подходит для мушек очень маленького размера. а ощупь напоминает даббинг.-позволяет сформировать тонкое тело для микромушки, а так же ножки и хвостики для реалистичных мух. Используется для имитации мотыля, червей.

5. Люрекс-
общее название для всего блестящего и в том числе люрексов -“flash”(вспышка блик.). Их главное призвание сделать мушку заметнее в воде. люрексы бывают плоские, овальные, крученые, голографические. Используются например для обмотки тела полного или частичного (сегментация). Может присутствовать в крыле стримера или лососевой мухи как элемент привлекающий дополнительное внимание

В нашем магазине есть в наличии светящийся(в ультрафиолете) и светонакопительный люрекс, неплохо зарекомендовавший себя при изготовлении мушек для подледного лова.
6. Рафия-еще ее называют швейцарская соломка.Это искусственный аналог натуральных высушенных листьев пальмы. Изначально из этого материала плели шляпы и корзины.Позже она стала популярна среди декораторов и оформителей. А вскоре ее начали использовать при изготовлении мушек. Рафия представляет собой сложенные в несколько раз полоски тонкой шуршащей плетки. Одного мотка рафии достаточно для изготовления большого количества мушек. Применяется при вязании огромного количества мушек, в том числе и реалистичных моделей. Хорошо тонируется маркером
7.Силикон- применяется при изготовлении ребер мушки, или ножек. Представлен в разных цветах. Бывает круглый или плоский.
8. не очень известный материал – Ice Fiber. Это волокна для изготовления тел стримеров. Отлично смешиваются с другим материалам и отражая солнечный свет оживляет общую игру мухи. Так же иногда используется в изготовлении крыла лососевой мухи.
9.ВолокнаPara Post Wings – синтетические слегка волнистые нити пропитанные перманентным флотантом. Подходит для экзоскелетов эмеджеров и мушек связанных в стиле “парашют”, также для крылышек у “сухариков” и проч. Можно использовать как индикаторы поклевки.

10. Волокна Pseudo hair Fibers и Durable minnow Fibers -Ультратонкие гладкие ,полосатые(основной цвет+черные полосы),идеально подходят для крыла некрупных стримеров.

11.Strung Fuzzy Fiber-это очень тонкие, извилистые,водостойкие волокна.Обладают выраженным блеском.Применяются при изготовлении крыла крупных и мелких стримеров, морских приманок, либо в составе сложного крыла,в том числе и лососевых мушек.В упаковке пучок примерно 40 см.длинной
12.Ghost Fiber Fine – это волокно из 100% антрона тонкой текстуры. Оно поставляется в пучке, из которого можно вытаскивать волокна длиной 30 см. Отдельный небольшой пучок может использоваться для изготовления крыла у стримеров, крыльев веснянок, ручейников и поденок. Кроме того, его можно мелко нарезать, смешать с другими материалами и с помощью кофемолки превратить в даббинг. Лучшая замена крылу из меха
13.Krystal Hackle – Односторонний синтетический материал,ярких расцветок.Может быть использован, как хакл, ножки или туловище.Из него получаются великолепные креветки.Предлагается в двух размера-big и medium
14. ICE DUB SHIMMER FRINGE – Пучок волокон,спаянный с одной стороны.Используется для вязания крыла стримеров. Очень прост в работе-достаточно отрезать нужный отрезок ,привязать в качестве крыла и приклеить глаза
15. luminescent minnow fiber – Плоские тонкие волокна,светящиеся в УФ.Часто применяются в создании приманок для ночной рыбалки.Длина волокна-около 20см.
Возможно со временем производство подобного товара будет расширяться и синтетические материалы с успехом заменят натуральные. Пока же можно сочетать и то и это и получать превосходный результат.

Материалы для изготовления мушек

Обязательный набор материалов для вязания мушек — крючки, монтаж­ная нить, шелковые или шерстяные нит­ки разных цветов и оттенков, перья, мех, тонкая металлическая проволока, фольга.

Крючки для вязания искусственных мушек

О прочности крючков и остроте жала говорено немало, так что особо оста­навливаться на этом, по-видимому, не имеет смысла. Стоит только отметить, что для мушек названные качества крючков имеют едва ли не первостепен­ное значение.

Крючки для мушек обязательно долж­ны быть с колечком, за которое они крепятся к поводку.

Существуют крючки с прямым колеч­ком (рис. 1, а), с колечком, повернутым на 90° по отношению к обычному поло­жению (рис. 1, б), с отогнутым внутрь (рис. 1, в) или, наоборот, наружу (рис. 1, г). Какой из них больше всего подхо­дит для той или иной модели?

Многолетний опыт показывает, что сухие мушки требуют применения крюч­ков с отогнутым внутрь колечком. Такие мушки более естественно сидят на по­верхности воды (рис. 2,а).

Для мокрых мушек, изображающих взрослых насе­комых, упавших на воду, больше под­ходят крючки с отогнутым вверх колеч­ком (рис. 2, 6). При подтягивании они будут подниматься к поверхности.

Ловля на нимф требует более глубокой про­водки, поэтому для них нужны крючки с колечком, отогнутым вниз (рис. 2, в). Такой крючок при подтягивании будет уходить вглубь. Это его свойство можно усилить, если дополнительно утяжелить его свинцовой проволочкой.

В принципе же, вопрос о положении колечка по отношению к цевью не столь важный, как это может показаться при первом знакомстве со специальной ли­тературой. И если у вас не окажется крючка с отогнутым в нужную сторону колечком, то отчаиваться не следует. Берите любой крючок, который имеет­ся в данный момент под рукой, и вя­жите на нем намеченную мушку. Поло­жение колечка не будет играть такой роли, как правильно подобранный раз­мер мушки и способ подачи ее на воду.

Крючки одинакового размера и од­ной формы нередко бывают сделаны из разных материалов и имеют различную толщину. Это обстоятельство следует учитывать и для сухих мушек брать крюч­ки из самых легких сплавов и минималь­ной толщины; мокрые мушки требуют более тяжелых крючков из толстой про­волоки, которые сами по себе тонут, не нуждаясь в дополнительном огружении.

Цевье крючка для большинства моде­лей мокрых и сухих мушек должно быть не слишком коротким — в 2-2,5 раза больше высоты поддева. Кроме того, желательно, чтобы изгиб крючка был простым и проходил только в одной пло­скости, а поддев и жало, начиная от за­гиба, были параллельны цевью (рис. 3).

Что касается размеров, то для мушек подходят крючки от №2,5 до №14,0, по принятой в нашей стране нумерации. Однако для обучения вязанию исполь­зовать крючки меньше №5,0 нецелесо­образно. Лишь после того как будут приобретены определенные навыки, можно переходить на более мелкие крючки. Чтобы легче было ориентиро­ваться, отметим: сейчас существуют три системы нумерации крючков:

  1. отечест­венная — от самого мелкого №2,5 до самого крупного №14,0;
  2. старая между­народная Redditch, где больший номер (№20) соответствует наименьшему крючку;
  3. новая международная Ken­dal, где нумерация идет по возрастаю­щей и отражает нарастание размеров крючков.

Монтажная нить для вязания искусственной мушки

Монтажная нить необходима для прочного закрепления на крючке эле­ментов, используемых в процессе вя­зания.

Швейные нитки, даже синтетические, для этих целей не подходят, поскольку имеют шероховатую поверхность и не позволяют легко затягивать узлы. Сове­тую воспользоваться синтетической нитью, идущей на изготовление эластич­ных мужских носков. Она хороша тем, что при намокании дает небольшую усад­ку, в результате чего очень прочно за­тягиваются узлы.

Вышедшие из употребления эластич­ные носки, желательно черного или тем­но-коричневого цвета, распускают, нама­тывая каждую нить на отдельную шпулю. Свалявшаяся нить не подходит для вя­зания мушек, поскольку имеет шеро­ховатую поверхность.

Рекомендуется нескрученную нить заблаговременно скрутить и пропитать воском. Пропитку производят так. Плос­кую поверхность пробки от бутылки опускают в растопленный воск с тем, чтобы на ней отложился тонкий слой. После этого, прижав нить большим паль­цем, протянуть несколько раз туда и сюда участок длиной 40-50 см, намо­тать на катушку и приступить к вощению следующего участка.

Крученая и вощеная монтажная нить прочнее и имеет более гладкую поверхность, чем необработанная, но зато последняя при вязании головки мушки дает ровный, без выпуклостей узел. Так что рыболов выбирает тот тип монтажной нити, который больше ему по вкусу.

Для мелких мушек (меньше № 3) по­дойдет нить из утолщенной верхней части женских капроновых чулок. Такая нить, скрученная и пропитанная воском, достаточно тонкая и прочная.

Монтажную нить хранят на обычных деревянных катушках от швейных ни­ток.

Шелковые и шерстяные нити для вязания искусственной мушки

Шелковые и шерстяные нити разных цветов и оттенков идут на изготовление тела искусственной мушки. Можно применять натуральные и синтети­ческие шелковые нитки для вышивания или же вытянуть нить из шелковой лен­ты, тесьмы, ткани. Крученую нить лучше предварительно распустить на отдель­ные пряди, так как при вязании прядями получается более гладкое тело, и мушка дольше сохраняет форму.

Хранят шелковые нити на шпулях, от­дельно по цветам (рис. 4). В каждой шпу­ле делают два отверстия, в одном из которых крепится конец нити, а через второе пропускается ее рабочая часть. Такая конструкция предотвращает рас­пускание нити при вязании, не тре­буя специального закрепления ее во вре­мя работы.

Для шерстяных нитей берут обычную вязальную шерсть разных номеров и цветов; хранят их так же, как и шелко­вые. Перед употреблением нить разде­ляют на отдельные пряди.

Металлическая проволока и фольга для вязания мушки

В некоторых моделях искусственных мушек (например, Silver March Brown) используется металлическая фольга серебристого или золотистого цвета. Для этих целей пригодны нити, извлеченные из лоскутков парчи, лент, старых женских платков или шарфов, а также полоски металлизированной поли­мерной пленки, из которых делают елоч­ные украшения («дождик», гирлянды и г. п.).

Полоски фольги идут на окольцовку брюшка мушки; назначение окольцовки — укрепить намотку и украсить из­делие. Если же мушка сделана из пу­шистых материалов — меха, шерсти и т, п. — и их надо дополнительно укре­пить, полоски фольги не подходят из-за относительно малой прочности и риска деформировать брюшко. В та­ких случаях применяют тонкую золоти­стую или серебристую проволочку. Общее правило при этом заключается в том, что ширина материала для окольцовки не должна превышать диаметр цевья более чем в 1,5 раза.

Мех и шерсть для вязания искусственной мушки

На изготовление некоторых мушек берут вычесанную шерсть либо мех пушных зверей. Вычесанная шерсть должна напоминать комок ваты. Для этого среднюю или толстую нить мяг­кой шерсти (желательно мохеровую) разбирают на отдельные пряди. Затем, держа прядь пальцами левой руки, пра­вой с силой вычесывают пучки шер­стяных волокон, протягивая прядь меж­ду ногтями. Чем длиннее получаются вычесанные волокна, тем лучше. Далее волокна сллешивают, чтобы получился комок величиной с грецкий орех. Нужно добиться однородности комка, наподо­бие пучка ваты. Смешав волокна раз­ной окраски, можно получить желаемый цвет или оттенок.

Мех пушных зверей (зайца, выдры, нутрии, медведя, лисицы, песца, тюле­ня, ондатры и др.) чаще всего выстри­гают в виде кисточки; левой рукой за­хватывают пучок, а правой стригут его ножницами под корень. Если мех не подбит пухом (как, например, у. тю­леня или нутрии), срезанную кисточку кладут а пакетик из фольги и так хранят. Для мушек различной величи­ны требуются волоски длиной от 0,3 до 1,2 см. Это надо иметь в виду, присту­пая к заготовке материала.

Если мех подбит пухом, его после срезания необходимо очистить, чтобы остались одни остистые волоски, Делают это так; держа состриженный пучок в левой руке, правой интенсивно его растрепывают, удаляя пух, после чего оставшиеся волоски помещают в паке­тик из фольги.

Для вязки мушек применяют смесь волосков из меха разных зверей, пере­мешивая их в той или иной пропорции, а также смесь вычесанной шерсти со стриженным мехом. В последнем случае требуется энергичное перемешивание до образования однородной массы.

Чтобы не испытывать недостатка в ма­териалах, надо иметь в запасе шкурку с головы зайца (вместе с ушами), а также со спины, кусочки меха нутрии, ондатры, крота, тюленя, норки, песца, лисицы, вы­чесанную шерсть бурого и белого медве­дя, кусочки шкурки с «зеркальца» дикой козы или оленя и их хвостики и т. п.

Хранить их следует в плотно закрытых коробочках либо в пакетах из фольги, часто проветривать, иначе мех будет уничтожен личинками платяной моли. При необходимости можно пользовать­ся нафталином или другими, более силь­ными, средствами.

Шейные перья петуха для вязания искусственной мушки

В оперении искусственных мушек большое место занимают перья птиц, в частности шейные перья петуха. В ры­боловной литературе их делят на три класса в зависимости от степени опушенности. К первому классу относятся «чи­стые» перья, полностью лишенные пуха в верхних двух третях (рис. 5, а). В ниж­ней части, которую обычно удаляют, до­пустимо небольшое количество пуха. Ко второму классу относятся перья, «чи­стые» лишь наполовину (рис. 5, 6), а к третьему — опушенные почти по всей длине (рис. 5, в). Степень опушенности пера определить просто; придерживая перо за верхний конец, протянуть его между пальцами, чтобы оно «взъероши­лось». Если лучи его не сцеплены между собой почти по всей длине, то оно пер­вого класса; перо с полностью сцеп­ленными лучами — третьего класса; перо второго класса отличается различной степенью сцепленности лучей (от 1 /3 до 2/3 длины опахала).

Перья третьего класса чрезвычайно мягкие и поэтому очень подходят для мокрых мушек, в которых важна спо­собность сразу же уходить под воду. Кроме того, мягкое оперение при дви­жении искусственной мушки легко скла­дывается вдоль тела и на течении плав­но колышется, имитируя движения ко­нечностей затонувшего насекомого или плывущей в воде нимфы.

Жесткие лучи перьев первого класса больше подходят для сухих мушек. Они хорошо держат мушку на поверхности, а попавшие на них капли воды легко стряхиваются при холостых забросах.

Для вязки мушек требуются перья разной расцветки. В специальной лите­ратуре встречается порой очень слож­ная классификация перьев по цвету и оттенкам. Однако вполне можно обой­тись гораздо более простой шкалой окраски натуральных петушиных перь­ев, которая предлагается вниманию чита­телей. Одноцветные перья: белые, кре­мовые, светло-рыжие, рыжие, кирпично­красные, темно-коричневые, грязно­серые, пепельные и черные. Двухцвет­ные перья бывают двух типов; бэджер (badger)- с отчетливой темной поло­сой вдоль всего ствола пера, сужающей­ся кверху в виде клина; крапчатые (furnace) — с поперечными светлыми и темными полосками. Перья типа бэд­жер имеют в основном красноватый от­тенок и черную продольную полосу, крапчатые встречаются сероватых и ко­ричневых оттенков. Кроме того, бывают еще трехцветные перья, похожие на крапчатые, только с дополнительной поперечной полосой третьего цвета.

Читайте также:  Обзор спиннинга Crocodile: не убиваемый и дешевый спиннинг: плюсы и минусы

Перья можно красить обычными ани­линовыми красителями для шерсти, придерживаясь указанной в рецептуре технологии. Только нельзя при этом подвергать их тепловой обработке и кипячению, так как они становятся хрупкими и непригодными к употреб­лению.

Из крашеных применяются чаще все­го перья желтого, оранжевого, красного, темно-вишневого, зеленого, оливкового, голубого и фиолетового цветов.

Хранить шейные перья петуха необ­ходимо в мешочках из металлической фольги или же плотно закрытых шкатул­ках, оберегая их от моли так же, как шерсть и мех,

Перья других птиц

В вязании искусственных мушек на­ходят применение перья любых птиц. Поэтому желательно иметь запас самых разных перьев домашних и диких перна­тых, а если представится возможность достать перья экзотических птиц, по­старайтесь ее не упустить.

Пуховых перьев нужно совсем немно­го, а вот контурных необходим доволь­но обширный ассортимент. Несколько советов помогут вам правильно органи­зовать заготовки этого материала. Если вы взяли какое-то перо с правой полови­ны тела птицы, то точно такое же поста­райтесь взять и с левой стороны. Это важно при формировании крылышек искусственных мушек.

Крылья птицы лучше обрезать цели­ком, при этом обязательно используйте оба крыла. Пригодятся перья из хвоста, со спины, груди, шеи птицы, маховые и рулевые, а также перья из брачного наряда.

При вязании искусственных мушек могут оказаться полезными перья прак­тически всех видов птиц, встречающих­ся у нас в стране.

Синтетические материалы для вязания мушек преимущества и недостатки

Рыболовы-нахлыстовики постоянно ищут новые материалы, позволяющие усовершенствовать вязание искусственных мушек. С появлением искусственных волокон и пленок в этом деле наметился значительный прогресс, особенно в Англии и США.
Среди самых известных мировых фирм, которые в этом направлении определяют развитие – швейцарская „Hebeisen” с центром в Цюрихе, французская „Devaux и Chanberet” из Парижа и английские фирмы „Hardy и Bros” из Алнвика, „Farlow” и „Me Kennzie” из Лондона, западногерманская „DAM” из Гинзенхаузена, „Шекспир” из Кельна, „Balzer” из Леутербахо. Среди американских фирм самая знаменитая – „Orvis” из Манчестера.
Эти фирмы и некоторые другие предлагают для вязания искусственных мушек коллекции самых различных материалов-специальные нити, разные пленки, готовый материал для вязания тела, искусственные крылышки и т. п.
Однако остаются незаменимыми классические естественные материалы, особенно перья и шерсть. Они обладают прекрасными функциональными свойствами и пригодны для вязания всех частей мушки.
Перспективно использование натуральных материалов в комбинации с искусственными.
В зависимости от того, какой тип мушек мы собираемся вязать, выбираем и материал.

Одной из проблем при вязании искусственных мушек является выбор цветовых оттенков материала, идущего на тело и ножки. До сих пор не создана международная шкала цветовых оттенков, которой можно было бы руководствоваться. Поэтому при описании мушек в литературе определение цвета носит субъективный характер. Чтобы точнее указать основные цветовые оттенки вязального материала, мы приводим цветовую шкалу образцов материала и цветовые образцы пера для вязайия ножек и крылышек, применяя классическую английскую терминологию. Одновременно для полипропиленового текстильного волокна, вырабатываемого в ЧСФР, мы приводим соответствующий стандарт и названия красок по этому стандарту (см. главу „Характеристика искусственных мушек”).
В общем виде материалы делятся на волокнистые, перо, шерсть и др. Однако удобнее классифицировать материалы в соответствии с областью применения, то есть – для тела, для ножек, для крылышек и т. д.
Вязальные нити. При изготовлении искусственных мушек используем основную нить, которую вяжем на отдельные части мушек, а также головку, иногда – и отдельные сегменты тела.
Наилучшей нитью для этих целей мы считаем синтетическое волокно, особенно полиамидную леску диаметром 0,08 мм. Правда, определенные неудобства создает некоторая ее неподатливость. Прекрасная вязальная нить-монофильное волокно, которое используется в швейной промышленности.
Широко применяются также многожильные синтетические швейные нити разных цветов. Из этих нитей можно получить отдельные волокна. Годятся для этих целей и различные проволочки диаметром 0,08 мм.
Самую большую коллекцию вязальных материалов предлагает уже упомянутая фирма „Hebeisen”.

Материал для вязания тела мушки должен быть крепким, с прочной окраской и водоотталкивающим для сухих мушек.
Этим требованиям более всего отвечают материалы из синтетических волокон, разные виды пластмасс и искусственного меха. Но повторим: не теряют своего значения классические материалы – перо, шерсть, шелк, лыко, конопляное волокно (пенька) и др.
Для удобства разделим все материалы для вязания тела на волокнистые, перо, шерсть и иные материалы.

Из классических материалов для вязания тела используют натуральный шелк, который не изменяет в воде своей окраски. От шерстяных и хлопчатобумажных волокон приходится отказываться из-за их недостаточной прочности. Их мы применяем, главным образом, для вязания мокрых мушек и нимф или для изготовления цветных дополнений мушек.
Из волокнистых синтетических материалов наиболее часто употребляют полистироловые, полиамидные и полипропиленовые волокна. Расширяется также применение люрекса, металлических и синтетических ленточек и монофи-лов. Синтетические ленточки, навитые на основную намотку тела мушки, создают иллюзию его прозрачности и укрепляют его.
Полистироловые нити самые тяжелые из синтетических, поэтому из них лучше вязать тела мокрых мушек. Их преимуществом является широкий диапазон цветовых оттенков.
Из волокнистых материалов, выпускаемых в ЧСФР, самое подходящее для наших целей полипропиленовое. Оно пригодно для вязания тела сухих мушек, ибо легче воды, после намока-ния не меняет цвета, практически не впитывает воду.
На европейском рынке передовые фирмы предлагают целые коллекции вязального материала с широким диапазоном цветовых оттенков. Материал с одинаковым производственным знаком намотан на стандартные катушки. Швейцарская фирма „Hebeisen” продает вязальные нити под маркой Kevlar. Прекрасный материал для вязания тела мушки с перламутровым оттенком имеет марку Mylar. Флуоресцирующий искусственный шелк для вязания тела мушек и стримеров известен под названием Gossamer.
Распространенным материалом для вязания тела нимф является необработанный натуральный каучук, предлагаемый под названием Latex и продающийся в виде латексных пленок.
Из материалов для вязания тела мокрых мушек назовем еще Dexion и Polyspan, который продается в виде лент.

Перья для вязания мушек мы получаем от различных птиц, чаще всего из хвоста павлина, индюка и фазана.
Самые качественные перья из „павлиньего глаза”. Перо должно быть совершенно созревшим. Лохматые перышки из „павлиньего глаза” используются, главным образом, для вязания мушек типа Palmer. Подходящими являются оба цветовых оттенков этого пера – зеленый и синий. Очистив перо от пушинок, мы получим прекрасный материал для изготовления тела, которому можно перекисью водорода придать разные оттенки.
Распространенным материалом для тела являются и „стрелки” со стержней маховых перьев различных птиц, главным образом, дикой утки. „Стрелки” получаем, замочив перо в горячей воде. Распаренный стержень надо разрезатьсли-цевой стороны и стянуть „стрелку” с помощью пинцета или пеана. Спираль „стрелки” выравниваем, замочив ее в горячей воде. „Стрелки” из перьев можно окрасить в любой цвет, но прежде их надо обесцветить в 4 %-ном растворе перекиси водорода.
Для вязания щетинок идут твердые лучи с покрывающих контурных перьев, часто пестро окрашенных.

Шерсть мы получаем со шкур животных-зайца, крота, лисы, белки, овцы, медведя. Из шерсти чаще всего мы вяжем тело мокрых мушек, нимф и стримеров. Широко применяется шерсть при вязании искусственных мушек типа Bak, о которых мы будем говорить в другой главе.
Из нетрадиционных материалов для вязания тела мушки проверен чесаный силон, наклеенный на поролон (см. рис. на цветовом приложении). Хорошие результаты дают стеклопластиковые волокна, которые я сегодня с успехом использую. Преимущество этого материала в полном отталкивании воды, блеске и цветовой устойчивости.

Материал для вязания крылышек получаем из перьев домашних и диких голубей, уток, гусей, фазанов, из маховых перьев дроздов и скворцов. Однако эти птицы охраняются законом, поэтому получить их перья – проблема. В последнее время больше стали использовать перья цесарок и индюков, особенно маховые с крыльев и некоторые перышки с головы и шеи. У охотников можно раздобыть перья вальдшнепа и других птиц.
Крылышки мушек вяжут чаще всего из вырезов маховых перьев упомянутых птиц. Систематизация отдельных перьев и их названия даны на рис. 76.
Для крылышек сухих мушек используют вырезы из первичных маховых перьев, мокрых мушек – вырезы из вторичных маховых перьев, которые шире и мягче. Для правильного положения крылышек сухих мушек делаем вырезы из правого и левого крыла. Вырезы должны быть одинаковой величины; вяжем их блестящей стороной друг к другу.
На зарубежных рынках под фирменной маркой RTP предлагаются искусственные крылышки ручейников (Trichoptera). В США они продаются под названием Poly 2. Предлагают их и другие фирмы. Но тем не менее крылышки из перьев по-прежнему широко распространены.
Материалы для вязания крылышек выбираем в зависимости от того, какой вид и стадию развития насекомого мы хотим скопировать.
Крылышки имаго совершеннее всего воспроизводятся твердыми блестящими перьями с шеи петуха. С их помощью мы лучше всего достигаем прозрачности крылышек и цветовых оттенков.
Крылышки субимаго – выходящих из воды нимф (Dun) – менее прозрачные и окрашены в серые тона. Их можно изобразить, например, вырезами из маховых перьев голубя, дикой утки и т. п.
Крылышки, лежащие на спине насекомого плоско (например, у веснянок), делают из перьев дикой утки, петуха, вальдшнепа и т. п. Однако именно такие крылышки все чаще делают из синтетических материалов (пластмасс).
При выборе материала исходим, главным образом, из функциональных свойств крылышек. Материал должен иметь минимальную массу, натуральный цвет и быть прозрачным.

Материалы для вязания ножек мы получаем почти исключительно из шеи петухов и кур. В подразделе „Основные части искусственных мушек” мы уже говорили о важности ножек как одной из основных частей искусственных мушек.
К основным качествам пера для вязания ножек относятся его зрелость, прочность, окрашенность и блеск. Такие перышки находятся на самой тонкой части шеи, между гребнем, глазами и веками. Перья с шеи петуха имеют высшее качество в конце второго года в зимние месяцы (декабрь-февраль).
Перья с шеи кур мягче, менее упруги и используются для вязания нимф и мокрых мушек.
Качество пера мы определяем, проводя по нему пальцами по направлению вниз. Если лучи пера возвратятся в исходное положение, перо качественное.
Цвет пера для ножек выбираем по цвету насекомого, которое копируем. Чаще всего используются все оттенки красно-коричневого, коричневого, ржавого и желто-коричневого цветов.
Основные виды пера, которые наиболее часто мы используем для ножек, приведены в цветовом приложении. Приведенная систематизация перьев по цветовым оттенкам исходит из оттенков материалов, применяемых для вязания тела.
При вязании ножек часто используют черные перья, комбинируя их с перьями других цветов – коричневым, серым, белым.
По английской и шотландской шкале различаем перья следующих типов:
– Furnace – черная полоска (поясок) у стержня, остальные части оттенены красным или ржавым цветом;
– СосП у Bondhu – черный поясок у стержня, черные концы, вершинка красно-коричневая, оттененная ржавым и имбирным цветом;
– Grizzly – на сером, белом или желтоватом фоне темно-серые или даже черные полоски;
– Badger – у стержня темно-серый или черный цвет, вершинки перьев беловатые до желтого.


Рис. 76. Топографические названия перьев птичьего крыла:
A-первичные маховые перья; B-вторичные маховые перья; C-плечевые перья; D-твердыеперья крыла; E-средние перья крыла; F-малые перья крыла; G-малое крылышко

С точки зрения цветовых оттенков, однако, приведенная классификация перьев для вязания ножек недостаточна, потому что в практике используется более широкий диапазон цветовых оттенков, особенно серого, коричневого, ржавого, желтоватого, черного, белого.

1. Перья серых оттенков (Dun)
Такие перья в натуральных цветах найти тяжело. Чаще всего мы используем сине-серые оттенки (Blue Dun) и их более светлые варианты. Различаются бледно-сине-серые оттенки (Watery Blue Dun), от светло-серых (Light Blue Dun) до темно-серых (Dark Blue Dun); желто-серые (Honey Blue Dun) и ржаво-серые (Rusty Dun); стальные сине-серые (Iron Blue Dun).

2. Перья коричневых оттенков (Brown)
Эти перья из-за их доступности и значительного диапазона цветовых оттенков используются очень широко. Чаще всего применяют перья цвета корицы (Cinnamon), темно-коричневые (Dark Brown) и красно-коричневые (Red Brown).

3. Перья ржавых оттенков (Red)
К этой группе причисляются перья всех ржавых оттенков. Чаще всего используются более светлые оттенки, такие, например, как имбирный (Ginger), но и более темные, как, например, цвет вишни (Magenta).

4. Перья желтоватых оттенков (Ginger)
При копировании ножек поденок (Pale Watery Dun, Olive Dun, Olive Spinner и др.) используем лучи пера от светло-желтого (Cream Ginger) до желто-коричневого (Honey Dun) оттенка. К этой группе надо отнести и белые перья (White), и перья с кремовым налетом (Cream).

5. Черные перья (Black)
Чаще всего используем черные перья или перья с металлическим зеленым налетом. Сюда же можно отнести и перья с темно-серым и коричневым налетом.

Не всегда удается найти требуемый натуральный оттенок пера, поэтому мы перо окрашиваем красками для тканей. Перышки для вязания ножек прежде всего обезжириваем путем варки в стиральной соде (на литр воды – 20 г соды). После этого перья ополаскиваем в холодной воде. Промытые перья кладем в приготовленный раствор краски с температурой 40-60 градусов, куда добавим несколько капель уксуса. Насыщенность цвета проверяем на двух или трех перышках после их сушки. Если цвет будет удовлетворительный, окрасим целую партию перьев и потом промоем их холодной уксусной водой. После окраски необходимо перья снова покрыть жиром.
Лучше всего окрашивать белые перья. Перед окраской перья обесцветим в 4 %-ном растворе перекиси водорода. Для отбеливания перышки можно положить в бутылку из темного стекла с раствором перекиси водорода и закрыть. Эта процедура длится 14-17 часов. Отбеленные перья промоем в чистой воде и дадим им свободно высохнуть, после чего покрасим в растворе краски для тканей с температурой 60-70 градусов, тоже с добавлением уксуса. После окраски перышки ополоснем в холодной уксусной воде.

Основное требование к лаку: он должен фиксировать материал на цевье крючка и сравнительно быстро сохнуть. Лаковая пленка должна быть достаточно упругой, крепкой, хорошо держаться на основе. Таким требованиям отвечает бесцветный лак для ногтей, но хорошие свойства имеет и раствор бутилметакрилата (торговое название солакрил – „Solakryl).
Бесцветному чистому лаку можно придать цветовые оттенки растворенными органическими красками. Солакриловые пленки имеют, кроме всего прочего, подходящий коэффициент преломления света, который оптически подчеркивает детали тела. Некоторые вязальщики лакируют и крылышки мушек, главным образом, ручейников и веснянок. Для этих целей хорошо использовать дисперсный клей „Slovilax”, который на воздухе полимеризуется и перья после его высыхания остаются упругими и прозрачными.

Синтетические материалы для вязания мушек преимущества и недостатки

Прочие мелочи для вязания мух и других приманок

Приманки сделанные собственными руками прекраснее всех иных на свете. Не только потому, что мое – всегда самое лучшее. В такое изделие вкладывается какой-то определенный смысл, какое-то особое качество, помогающее в ловле. Это соответствие конкретных качеств приманки конкретному месту и условиям ловли ценится высоко. Было время, когда все приходилось делать самому, это не было здорово, это было время дефицита. Но с другой стороны, эта старая «закалка» многим развязала руки и сейчас собственное производство не представляется чем-то невозможным. И среди нахлыстовиков велик процент людей, которым эта ловля нравится возможностью, а чаще и необходимостью все делать собственноручно.

В первой статье был дан кратенький обзор рабочих, монтажных ниток, которые используются для изготовления приманок. Пригодится и информация о других материалах для крепежа, изготовления тела мушек и других деталях приманок.

Дольше всех для этих целей служили натуральный шелк и шерсть. В наше время вряд ли кто пользуется натуральным шелком, но был в истории период сверх популярности этого материала. Шелковые нитки сразу ушли со сцены после появления искусственных волокон. Ну а шелковый Floss или ровница продержался почти до наших дней. Он удобен и послушен в пальцах, ложится ровно и аккуратно. Но так говорят англичане, у нас его, по-видимому, не найти. Современный флосс состоит чаще всего из района, дакрона, нейлона или полиэстера. По сравнению со скромным классическим шелком эта синтетика предлагается в совершенно невероятных расцветках. Некоторые из них названы флуоресцентными. Речь идет об очень ярких колорах, но свечения какого-либо, конечно, эти нитки не имеют. Флосс состоит из множества параллельных волокон и очень ровно ложится на цевье, как бы оправдывая свое второе имя- ровница. Поверхность получается ровной и гладкой, идеальной для тел многих сухих мушек. Например, Yellow Palaretta – моя любимая для уклейки да и для голавля, имеет совершенно гладкое чуть коническое тело. Многие другие классические сухие, мокрые и лососевые мушки выполнены с таким же телом.

Читайте также:  Обзор рыболовного снаряжения: особенности

Нужно учесть, что мокрый флосс становится чуть прозрачнее и проступают нижележащие материалы. Если это черные нитки или голое цевье крючка, то яркость цвета блекнет, и тельце мушки приобретает грязноватый оттенок. Что бы мушка не тускнела, можно использовать под флосс светлую подложку. Не любит флосс и грязных пальцев, испачканный жиром он также теряет свой первоначальный цвет. Другим слабым местом материала может быть непрочность его отдельных волокон. Частенько, на зубах тело разлохмачивается и страдает внешний вид мушки. Флосс выпускает английская фабрика Gordon Griffith, канадскаяThe UNI-Thread Company (UNI Floss) и другие.

Подобен флоссу материал из нейлона под названием Stretch nylon. Он был запущен фирмой Danville и сейчас выпускается и канадцами под именем UNI-Stretch. К сожалению, старый термин floss доминирует при выборе материала, а ведь UNI-Stretch имеет ряд преимуществ над ровницей. Во-первых, он легко ложится на крючок и не теряет свой цвет в мокром состоянии. Во-вторых, он гораздо прочнее, не пушится под зубами рыб. Поэтому Stretch считается лучшим для вязки лососевых мушек, рыболовы поопытнее знают это. Для сухих моделей он тоже пригодится, так как не набирает воду и хорошо держит на себе перо в стиле Palmer. Как и флосс, этот материал лучше укладывать в два слоя, от ушка к поддеву и назад. Так получим изящное слегка коническое тело.Флуоцвета флосса последние годы с удовольствием используются для тройников зимних блесен или для ультралайтовых приманок.

Шерстяная пряжа- другой весьма почтенного возраста материал. Его использование упоминается в старейших записях о ловле на мушку. Теперь термин Yarn уже не обязательно означает шерстяную пряжу, чаще это тоже синтетика. Она бывает доступна в неспециализированных, в дамских магазинах или отделах. Обычно это многих радует, количество материала по сравнению с «рыболовной» упаковкой бывает огромно, а цена невысока. Чаще всего такая пряжа состоит из 2-3 основных нитей. Иногда их расплетают, добиваясь необходимой толщины или подходящего размера. Но в этих случаях пряжа сразу теряет прочность. Вот с этой практической точки зрения, лучше пользоваться готовыми специальными пряжами для вязки мух, а не для свитеров. Такую пряжу выпускает Gordon Griffith, но более популярен продукт UNI-Yarn, который заметно тоньше, плотнее и не склонен к разделению на нити. Это тоже универсальный материал для мелких мух различных типов, мокрых Soft Hackle, стримеров, лососевых мушек и даже для сухих. Материал бывает всевозможных расцветок и есть ряд чрезвычайно ярких флуоресцентных цветов. Есть и специальный по-настоящему светящийся в темноте UNI Glo Yarn. Эти уникальные волокна можно использовать и для зимней ловли в имитации мотыля и оснащения блесен, тройников искусственными мушками. Denville выпускает подобный материал- Depth RayNylon Wool. Конечно это не шерсть, а достаточно тонкий и пушистый нейлон, скрученный в пряжу из двух волокон. Цвета флуоресцентные, глубинные.

Вся эта пряжа более-менее пушистая. Излишек ворса можно выстригать или вычесывать. Все зависит от характера мушки. Есть только полипропиленовая, что дает гладкую поверхность. Близок к пряже UNI-Mohair – шерстяной ворс, нанесенный на основную нить. Главное его достоинство в том, что тело формируется быстро и выглядит узнаваемо мохнато, законченно

Примерно те же достоинства имеет Chenille. Chenille -французское слово, вроде бы обозначающее гусеницу. В русском языке материал имеет аналог- синель. Это старый материал до сих пор великолепно создает объемные пушистые тела мух, щучьих приманок, воротнички судаковых «когутов». Состоит он из «пуха» закрученного между волокнами несущей нити. Синель бывает разного состава, величины и цвета, нужно лишь подобрать подходящий. Это один из самых удобных в работе и востребованных материалов. Например, под ним можно спрятать все концы, узлы, и ненужные детали, вроде свинцовой проволоки. Перо на мушках в стиле Palmer (известный Woolly Bagger) прекрасно держится на синели и защищено от зубов.

В принципе всю синель по внешнему виду можно разделить на две группы. Первая выглядит как бархатистая макаронина. Такая синель чаще всего состоит из нейлона или из тончайших волокон района каким-то образом закрученных в центральную нить. Второй вид синели выглядит как ершик из тонко нарезанного «дождика». Размер или диаметр первого вида синели не превышает №3, некоторые из самых деликатных носят имя Ultra Chenille. А вот металлизированная синель бывает от №0 до мега №6. Такой диаметр необходим для вязки объемных щучьих мух и спиннинговых изделий. Некоторые модели специально представлены только в мега размерах (Long Chenille, Furabou) для подобных приманок.

В цветовых вариантах можно выделить флуоресцентные цвета nylon fluorescent chenille, speckled crystal chenille – рябая синель с добавками волокон другого цвета, sparkle chenille в которой тело синели перевязано тонкой золотой или серебряной проволочкой. Есть и по-настоящему флуоресцирующие синели- Dayglo или Everglo chenille. Вероятно, они хороши на приманках приловле в сумерках. В основном, синель предназначена для накручивания на цевье крючка, но встречаются модели мух или зимних приманок, где кончик красной или оранжевой синели свободен и имитирует подвижность червя.

Есть материал, который практически не используется нами, хотя каталоги полны его мушек, что говорит о потенциальной популярности и у нас. Это Larva Lace, представляющий собой тонкую, мягкую, пластиковую трубочку в двух размерах – обычном (regular или body material) для мушек до 14 номера и в размере midge для вязки мелочи. Забавная вещь, ее просто накрутишь на цевье и получаешь идеально сегментированное, натуральное и очень прочное тельце мушки. Среди различных цветов можно выделить прозрачные бесцветные варианты, которые придают особую жизненность просвечивающей снизу подложке тела. Специально под них используют некоторые металлизированные материалы, например Crystal Flash. Как подложку для придания видимости «внутренностей» можно использовать лак или краску. Схожий продукт есть под именем Nymph Rib, a UTC Thread имеет аналогичный Vinyl Rib, представляющий половинку разрезанной вдоль трубочки. Одна сторона его выпуклая, другая плоская, удобная для укладки на крючок. Что-то подобное когда-то предложил Orvis Company под названием Body Glass. Сейчас различных имен у этого пластика довольно много.

Зато очень популярна у нас плоская разновидность этой пластмассы. Когда нимфы имитирующие бокоплавов и ручейников оказались среди самых эффективных мушек, всем потребовался эластичный полупрозрачный материал для их спинок. На смену растительной рафии и суррогатам из презервативов и целлофановых пакетов пришли специальные Body Stretch, Latex Body, ShrimpFoil. Названий много, общее одно – это полоски мягкой эластичной пленки в разных цветах и рисунках.

Чтобы покончить со всей этой синтетикой, надо сказать еще о проволоках и флэшах. Проволока очень удобный многофункциональный материал. Она пригодна даже там, где обычно приходится думать об избыточном весе мушек. Наиболее популярен серебряный цвет проволок особенно для стримеров и лососевых мушек. Затем золотой и медный. Золото просто незаменимо для мокрых мух в солнечные дни, а медь это классика для изготовления нимф и прочих придонных организмов. Рецептур выбора и применения металла существует тысячи. Я в свое время был сражен, насколько удобнее и практичнее выглядит моя любимая Yellow Palaretta с сегментацией из черной проволоки Ultra Wire. До тех пор я использовал монтажную нитку, но цвет блек, а сегментация нарушалась

Теперь можно выбирать среди таких проволочек:

  • flat – плоская проволока нужна для формирования тела и видимости сегментации. Я встречал их в индийских наборах, нопользоваться не доводилось.
  • oval – овальная в основном для сегментации тела. Очень хорошая и эффектная вещь для лососевых мушек и стримеров на гладком теле.
  • twist –крученая нужна для традиционных лососевых мух. У нас не часто ее применяют. Но некоторые мушки требуют только ее
  • round –круглая, то же самое
  • embossed –объемная уплощенная проволока с насечками, применяют там где хочется создать эффект рассеивания света и блеска. Дело вкуса.
  • wire – просто проволока для любых нужд. UNI Soft Wire, UNI-French Wire Metallic, UTC Ultra Wire разной толщины и всевозможных цветов.

Качество этих специальных проволок определяется их мягкостью и удобством в работе. Особые требования предъявляются к проволоке для вязки дорогих лососевых мушек. Настоящие фирменные проволоки UTC French Tinsel Oval или UNI – French Oval не тускнеют со временем, не ржавеют и достаточно прочны в отличие от суррогатов из галантерейных магазинов. Прочность овальной или круглой проволоки сплетенной на тканевом стержне очень важна. До радости дешевые заменители моментально разваливаются на зубах, а ведь мушка денег стоит.

Плоский и тонкий аналог проволоки Mylar (или просто фольга) достаточно известен, это продукт уже нашего времени. Он мягче и удобнее в работе, чем простая проволока, не теряет свой яркий цвет. Используется чаще всего для формирования тела стримеров, для сегментации и выполнения различных триггерных точек. Фольга достаточно прочна, но бывает, после двух- трех хищных рыб мушка превращается в лохмотья. Выпускается узкими ленточками на шпулях. Часто имеет разный цвет на каждой из сторон, серебряно-золотой или медно-зеленый. Последние годы ассортимент муляроподобных материалов чрезвычайно расширился. Из новенького, что на шпулях можно упомянуть UTC Pearl Tinsel, Holografic и Mirage Tinsel, каждый со своим цветом и сиянием. Кроме мушек муляр очень хорошо смотрится на цевье тройников для ультралайта и для зимнего блеснения. Рыба часто обращает внимание на подобные мелочи.

Часть этого богатства представлена не на шпулях, а в виде узкого резаного «дождика». Флэш относительно молодая группа материалов, которая с каждым годом становится все популярнее. Они прочны, не набирают воду, не теряют своего цвета и понемногу вытесняют обычные натуральные продукты типа шерсти. Самым знаменитым из них является Crystal Flash. Великолепный материал, он нужен везде, где хочется добавить блеска и сделать приманку красивее и заметнее. У него есть множество аналогов, чуть отличных по структуре, цвету и блеску. Часть подобных флэшей не перекручена по оси, а имеет виднежных цветных волокон, как в Wing n` flash и Flashabou. Интересно, что их можно использовать в даббинг и получать весьма забавные эффекты. Жаль, что они до сих пор малоизвестны, ведь материалы по свойствам просто уникальны. Можно упомянутьAxxel- это еще один флэш фирмы UNI. Он чуть подкручен и идет для построения тел, как проволока или флосс, или в виде волокон в хвост подобно crystal Flash.

Муляр может быть сплетенным в трубочку на тканевом стержне или без него. Названий фирменных множество, от простого Tubingдо Minnow Body, Mylar Cord и так далее. Как понятно из некоторых имен материала, эти трубочки подходят для изготовления тела стримеров, зонкеров и других мушек на хищника, для которых нужно создать крупное тело с подобием чешуи. Тело готовится очень просто, цевье крючка проходит внутри трубки, кончики которой сжимаются ниткой и овальное тело малька готово.

С наскока разобраться и понять, что к чему довольно сложно. Я здесь упомянул материалы уже более-менее знакомые для нас. Реально, количество вариантов в различных каталогах или московских магазинах трудно даже представить. Но это и не нужно. Так или иначе, все они в пределах своей группы повторяют друг друга. Думаю, что важно просто знать основное свойство и назначение такой-то нитки или проволоки. Все они или накручиваются на цевье крючка или тройника или элементарно вставляются в хвост.

Синтетические материалы для вязания мушек преимущества и недостатки

Поиск по сайту

Авторизация

  • Главная
  • Вязание мушек
  • Материалы для вязания мушек
  • Материалы на шпулях (для вязания мушек)

Очень часто люди, решившие научиться вязанию мушек, задают вопрос: «Какие материалы необходимы для изготовления нахлыстовых приманок?» И однажды, перечисляя различные перья и мех, я поймал себя на мысли, что начинать рассказ нужно с того, без чего не обходится практически ни одна муха. Речь идет о расходных материалах на шпулях, к которым относятся: нитки, проволока, люрекс, утяжеления в виде ленточки из свинцовой фольги или проволоки, шелк, всевозможная пряжа. Один или несколько материалов из этого списка обязательно будут присутствовать в легенде любой мушки.

Рекомендуем почитать

Первое, с чего начинается процесс вязания – это закрепление монтажной нити на цевье крючка, поэтому рассказ о первоочередных приобретениях разумно начать именно с нее.

О специальном инструменте даже не говорю – когда я начинал вязать мушки, у меня его не было, как, впрочем, и возможности его приобрести, поэтому в ход шли всевозможные предметы из домашнего хозяйства – обычные тиски, маникюрные ножницы.

Сейчас, когда я связал уже не одну тысячу нахлыстовых мушек, порекомендовал бы для начала приобрести хороший катушкодержатель с керамической вставкой, ножницы с тонкими кончиками и качественный перодержатель.

Монтажные нити

Существует множество разновидностей монтажных нитей, предназначенных для вязания мушек. И наш выбор в первую очередь определяется отношением разрывной нагрузки (прочности) к диаметру нити.

Толщина нити указывается в дробных числах, например 6/0, 8/0, 10/0, и так далее. Чем больше первая цифра, тем меньше диаметр. В каталогах некоторых фирм можно встретить информацию о диаметре, измеряемом в единицах denier. Это связано с тем, что нити разных производителей с маркировкой, например, 6/0, могут различаться по фактической толщине. Значение denier более точно отображает диаметр – чем оно больше, тем толще нить.

У каждого опытного вязальщика есть свои пристрастия: одни предпочитают использовать нить потоньше, другие, наоборот, потолще. То же касается и продукции разных производителей. К числу наиболее популярных торговых марок можно отнести Giorgio Benecchi (которая специализируется на производстве очень тонких -12/0, 10/0 – ниток), Uni, Gordon Griffiths. Вязальщику желательно иметь нитки разной толщины (фото 1). Мушки вяжутся на крючках разных размеров, и чем больше крючок, тем более толстая и прочная нить может вам потребоваться. Производители рекомендуют использовать нити диаметром 8/0 (или 70 единиц denier) для вязания на крючках №14-20, диаметром 6/0 (или 140 denier) – на крючках №6-14, диаметром 3/0 (или 180 denier) – на больших крючках.

Для вязания небольших мушек (крючок №14-18), предназначенных для ловли голавля, ельца, уклейки, плотвы, хариуса, форели, на мой взгляд, лучше применять нить диаметром 8/0 или 10/0 (если есть возможность приобрести). Она обладает достаточной прочностью, а ее диаметр позволяет вязать мелкие приманки весьма аккуратно. То же самое рекомендуют такие всемирно известные вязальщики, как Д.Денис, Г.Лафонтен, Д.Теллур, П.Марринер.

С другой стороны, если в описаниях мушек присутствует мех оленя, косули или лося, то лучше взять более толстые нитки, например, 6/0. Волос у этих животных пустотелый, и если закреплять его на крючке слишком тонкой ниткой, можно его перерезать.

При изготовлении лососевых мушек, несущих на себе большое количество элементов, желательно использовать нить диаметром 6/0 или 8/0. Более толстая прочнее закрепит материал, а более тонкая позволит сделать аккуратную мушку. Для крупных стримеров, предназначенных для ловли щуки, тайменя, морских рыб, применяют толстые, очень прочные нитки диаметром 3/0 и более.

Монтажные нити должны быть разных цветов, как минимум, темного и светлого. Лучше использовать «монтажку» под цвет тех материалов, с которыми вы чаще всего работаете. Обычно это различные оттенки коричневого, серого, оливкового и желтого цвета. Это относится прежде всего к форелевым мушкам.

Что же касается лососевых, то здесь многие считают достаточным три цвета: один светлый – для работы над всей мухой, черный и красный – для наматывания головки.

Часто тело этих мушек изготавливается из светлого шелка, который при намокании, если под ним темная основа, темнеет и меняет свой цвет. Таким образом выбор монтажной нити может повлиять на успех рыбалки.

Читайте также:  Классическая мокрая мушка с телом из шелка: техника вязания

В продаже часто встречаются очень яркие, порой даже флуоресцентные расцветки, например, «Uni neon». Из них делаются различные элементы, обычно небольшого размера, призванные привлечь внимание рыбы.

Большой прочностью обладают крученые нити, например, «Giorgio Benecchi» 10/0. Для сравнения: разрывная нагрузка крученых ниток диаметром 10/0 составляет 900 г, а обычных, например «Uni» диаметром 8/0 – 455 г.

Плоские нити, например, «Danvilles spider web» 16/0 – очень тонкие и позволяют аккуратно вязать мушки на крючках меньших, чем №18. Они прозрачные, их можно при необходимости окрасить в нужный цвет водостойким маркером.

Некоторые производители выпускают как вощеные, так и невощеные нитки. Но большой разницы между ними нет. Для более прочного закрепления материалов необходимо использовать ваксу (воск). Фирма VENIARD выпускает прекрасно себя зарекомендовавшую себя «Cobler wax» (фото 2). Натрите ею нить, и она станет более жесткой и удобной в обращении.

Проволока и люрекс

При изготовлении мушек широко используется металлическая проволока различных расцветок, чаще медная, золотая и серебряная. Ее используют, чтобы создать иллюзию фрагментации тела мушки. Дополнительный блеск помогает привлечь внимание рыбы и делает вашу приманку более заметной в мутной или окрашенной воде. Если вы намотаете проволоку в обратном направлении, нежели материал тела (фото 3), то есть крест-накрест, то это увеличит срок службы вашей мушки. Это бывает особенно актуально, когда тело изготовлено из непрочных волокон пера павлина, фазана, гуся и других птиц.

При работе с даббингом проволоку можно использовать вместо нити. Для этого ниткой к цевью крючка приматывается отрезок тонкой проволоки желаемого цвета, сложенный вдвое. В результате у вас получается петля необходимой длины, которая зависит от требуемого количества витков.

Помните, что длина петли должна быть не больше, чем расстояние от стола до губок тисков, иначе будет очень неудобно наматывать тело мушки. Затем вы берете даббинг, растягиваете его в полоску и, раздвинув петлю, вставляете внутрь.

Сомкнув проволоку и тем самым зажав даббинг, начинаете скручивать две стороны петли между собой. Для этого можно использовать как специальный инструмент, так и обычный зажим для перьев. Результатом станет лохматый жгутик с металлической основой.

Намотав его на цевье крючка, вы получите очень прочное тело мушки из даббинга с небольшими вкраплениями проволоки, которые придадут вашей мушке необычный блеск.

Проволока применяется при вязании мушек на небольших крючках. Если вы собираетесь вязать приманки, имитирующие крупных насекомых, стримеры, лососевые мушки, то вам не обойтись без люрекса (фото 4). В арсенале вязальщика можно встретить различные виды этого материала – плоский, плоский с различного вида тиснением, овальный, круглый и крученый. Выбор зависит от области применения, то есть для чего он будет применяться и на каких мушках.

Чаще других используют плоский и овальный люрекс золотого, серебряного, медного, перламутрового цвета, а также различные голографические комбинации.

Плоский служит для формирования тела, кончика (tag), а также для обмотки (ribbing) на очень крупных приманках. Он бывает трех размеров: маленький (small), средний (medium) и большой (large), которые выбираются в зависимости от величины крючка. Плоский люрекс бывает металлический (tinsel) (фото 5) и полимерный (mylar) (фото 6).

С полимерным очень легко работать, особенно если у вас небольшой опыт. Он легкий, что положительно сказывается на плавучести приманки. Полимерный люрекс часто выпускается двусторонним, например, одна сторона серебряная, а другая золотая, что позволяет экономить ваши деньги. Однако все эти достоинства меркнут перед, пожалуй, единственным недостатком – он не прочный. После первой же поклевки ваша мушка может превратиться в пучок блестящих лохмотьев, поэтому большинство вязальщиков предпочитают металлический люрекс (фото 7), который обладает высокой прочностью. Хотя и он не идеален. С ним достаточно тяжело работать, со временем его великолепный блеск тускнеет и стоит он несколько дороже, чем полимерный.

Плоский металлический тисненый люрекс (embossed tinsel) (фото 8) применяется в основном для намотки тела, а также для обмотки по нему. Благодаря дополнительному рисунку – тиснению – его блеск больше играет, что, в свою очередь, может положительно сказаться на привлекательности вашей приманки. Чаще всего применяется при вязании классических лососевых мушек (фото 9).

Овальный люрекс используется для обмотки по телу и при формировании кончиков (tag). Если внимательно рассмотреть его сечение, то будет заметно, что он состоит из синтетической основы и металлической спирали, навитой сверху. Толщина материала бывает разной – от очень тонкой (super fine) до большой (large). В своем арсенале желательно иметь варианты разного размера. Основные используемые цвета – золотой и серебряный, так как для обмотки они используются чаще всего.

Для придания мушке дополнительной прочности витки следует делать в обратном направлении, нежели при формировании тела мушки (фото 10). Так же поступают в случаях, когда по телу сначала наматывается перо (hackle)(фото 11), т.е. на витки пера крест-на-крест укладывается люрекс. Если на рыбалке стержень лопнет, то люрекс удержит его на месте. Этот способ широко применяют при изготовлении лососевых мушек.

При вязании мушек на трубках, когда у приманки должно быть тонкое тело, на той части отрезка люрекса, который будет крепиться к трубке, необходимо снять металлическую оплетку.

Круглый люрекс, как и овальный, состоит из синтетической основы и металлической оплетки. Поскольку при намотке его витки создают большую, чем у овального, разницу в толщине относительно цевья крючка, то он идеально подходит для изготовления кончиков лососевых мушек. Его витки будут надежно защищать шелк от сползания. Для этого необходимо применять люрекс размера fine.

Если вы хотите использовать его в качестве обмотки (как отдельно, так и в качестве дополнения к плоскому или тисненому люрексу), нужно выбирать размер medium. Он лучше защитит перо, намотанное по телу обычным способом (параллельная укладка), и сделает вашу мушку еще более красивой.

В продаже круглый люрекс встречается редко. Если вы являетесь обладателем этого серебряного и золотого материала размеров fine и medium, то можно сказать, что вам крупно повезло. Но это еще не самый редкий и труднодоступный материал. Реже всего в продаже можно встретить крученый люрекс (twist tinsel), который состоит из трех круглых сплетенных между собой проволок или металлических люрексов.

Благодаря большой толщине и плетению его блеск приобретает особую привлекательность, что придает мушке дополнительное великолепие. Этот материал применяется для обмотки по телу при вязании лососевых классических моделей в рамках на крючках №2/0-8/0 (фото 12). Такие мушки – хороший подарок, если они связаны без замен очень редких и дорогих перьев, так как представляют собой настоящие произведения искусства, на создание которых уходит очень много времени – порой несколько дней.

По мнению большинства профессиональных вязальщиков и нахлыстовиков с мировым именем, на сегодня лучшим производителем люрекса и проволоки является французская фирма LAGARTUN. Ее продукцию отличает высочайшее качество. В производстве используется напыление натурального золота и серебра, а благодаря уникальному защитному покрытию блеск со временем не тускнеет (фото 13). Люрекс, выпускаемый в серии «X-strong», обладает повышенной прочностью.

Один раз мне довелось попробовать его на разрыв, результатом стали два пореза на руках. Ассортимент LAGARTUN достаточно широк и включает все виды металлических люрексов широкого диапазона всех основных цветов, разноцветную проволоку разных размеров, обладающую теми же качествами, что и люрекс, а также множество полимерных изделий различных конфигураций и т.д.

Как подобрать материал для мушки?

Перья, нитки, мех, шерсть…. и еще огромное количество различных материалов, из которых сегодня вяжутся искусственные мушки. Я и сам, честно, обожаю посидеть вечерком (а порой затягивает так, что и до утра!) за станочком, аккуратно перебирая коллекцию материалов, подбирая нитки, крючки, и стараюсь по памяти или по фотографиям связать имитацию насекомого. Признаюсь, не всегда получается так, как задумано, но тем и интересно вязание, что результат конечный зависит от многих факторов. То перышко не так легло, то в даббинг попали опилки или волоски, то капелька лака попала не в положенное ей место…. Это творчество, и с этим уже не поделаешь ничего.

Проблем, чтобы начать вязать, я никаких не вижу, достаточно раз потратиться на хороший станочек, инструмент ( для себя и друзей можно вязать и бюджетными сериями инструментов, разница будет видна лишь в опыте вязальщика), и материал. И если нитки лучше использовать специализированные, то вот с другим расходным материалом все намного демократичнее. Скажем, набрать перьев, начесать с домашней кошки даббинга, распотрошить старую мамину шубу, которую все равно выбрасывают, да и в конечном итоге у многих из вас есть в друзьях охотники. Они то уж точно перья выбрасывают, так что дерзайте. При случае можно набрать море всевозможных ( и часто редких!) расходных материалов, которые даже и в продаже то не встретишь, а они как нельзя лучше подходят именно для ваших целей.

Но отступим от лирики, ведь цель моей статьи не расписать на 30 листов, как прекрасен крючок с намотанными на него материалами в лучах утренней зори, хотя при случае я это непременно сделаю. Что я хочу донести до читателя- мысли, которые рождались в моей голове при очередном набивании пакетиков с материалами наконец-то вылились в единое целое- в некую теорию, имеющую обоснование. Речь идет о том, что материалы, применяемые для вязания мушек в какой-либо определенной местности, и часто очень локальной, необходимо запасать в границах этой самой локальной местности и только. Звучит несколько грубо, но далее вы поймете что все так и есть.

Натолкнуло меня на сие умозаключение одна вылазка на Оку, когда при попытках продраться через дебри прибрежных кустов я обнаружил целый комок различных перьев, оставшихся от непонятной мне дикой птички, которую благополучно слопали в этих же самих кустах, а перья как отходы «производства» хищник благодарно мне оставил в кустах. Станочек лежал в кейсе за спиной в рюкзаке, крючки, пара бобин с нитками и инструмент — все было при мне. Возьмите за правило брать с собой походный наборчик и немного стандартного материала, чтобы в любой ситуации быть готовым на месте связать нужное количество мушек, и заставить рыбу атаковать искусственный корм. И пусть этот скарб имеет вес, лучше таскать за плечами лишние 500г, чем безнадежно рыться в коробках и искать ту самую мушку, которая вчера была там, а сегодня просто исчезла в неизвестном направлении, улетела с концами, захватив с собой и парочку не менее нужных «подружек».

Крючок быстро зажимается в губки тисочков, и черная вощеная нить нарезает обороты вокруг цевья. Задумка была связать фантазийную мокрую мушку, но такого оттенка, которого не было в моей коробке. Спустя 10 минут первая мушка уже привязывается к поводку, и улетает вслед за шнуром в направлении коряжки, торчащей из песчаного берега реки. Пяток стрипов, и возникает бурун позади мушки, а следом и резкий удар по шнуру. Рыбка хоть и некрупная, но сопротивляется активно. Мушка глубоко в пасти, без зажима не отцепить. Повторный заброс и все повторяется. Решаюсь на эксперимент, привязываю мушку, внешне очень похожую, но оттенка серо-черного. За полчаса стрипований всего одна потычка и та мимо. Вновь ставлю первую, и получаю резкую поклевку, практически без сопровождения.

Не буду расписывать, лишь скажу, что подобное повторяется постоянно, и редко удается подобрать мушку, которая привязывается в нужное время и в нужном месте.

Спустя месяц после этих размышлений удалось вывести некий стандарт- мушки, связанные из материалов, собранных в месте ловли, показывают более высокий результат по поклевкам и поимкам, чем те, которые вяжутся дома на память. Это вполне объяснимо.

Суть же самой теории состоит в том, что перья (именно о них идет речь) для вязания мушек должны собираться в максимальной близости от места ловли, и только от тех птиц, которые постоянно обитают в этом локальном участке.

Для этого при передвижениях по водоему всегда наблюдайте за миров вокруг. Насобирать можно столько, что замучаетесь дома сортировать все по пакетикам.

Объяснить, почему перья, взятые на вязание из нахлыстовых магазинов, даже по внешним характеристикам больше подходят для мушки, работают средне, и перья, собранные прям на месте, преподносят сюрпризы в виде заинтересованности рыбой, я не могу. Возможно, играет роль оттенок, который у промышленных перьев может отличаться, мягкость, структура. Факторов столько, что не перечислить все это. Возможно, рыба привыкла видеть в своей стихии плывущие перья и волоски с тех птиц и животных, которые обитают поблизости, а новые объекты, связанные дома и отменно имитирующие насекомых по форме, остаются малопригодными для ловли. И наконец, третья точка зрения, возможно, бредовая, – птицы, живущие поблизости, питаются теми же насекомыми и семенами трав, что и рыба, а как известно, у птиц окраска их перьев сильно зависит не только от окружающей окраски мира, но и от рациона. А следовательно, какой окраски вокруг трава, кусты, деревья, такой же окраски ( или очень похожей) будут и птицы, дабы слиться с ней, стать незаметными для хищников. А если развивать мысль дальше, то выходит, что раз окраска птиц и травы с деревьями сопоставимы, то и насекомые, населяющие эти самые деревья, траву и подстилок, имеют поразительное сходство- они окрашены так же! Теперь подумайте, как можно подобрать мушку, не прибегая к активным прочесываниям акватории в поисках единственного замеченного насекомого, случайно попавшего в эти дебри ветром. Киньте взгляд на прибрежную траву, на ветки, на листья, и подберите по оттенку нечто похожее, и затем АККУРАТНО положите на воду при помощи шнура, и вы увидите, как произойдет поклевка. Насекомые, живущие около водоемов, окрашиваются точно так же как и окружающая среда, и к слову, личинки и прочая подводная живность- имеют оттенок того грунта, на котором они живут. Это понятно- будь личинка ручейника, живущая на светлом песке, красной или черной, ее слопали бы в ту же самую секунду, как только она появилась бы на свет. Однако личинка ручейника собирает домик (если это не свободноживущий ручейник) из тех материалов, которые «валяются» поблизости, и ей просто незачем ползти через смертельную опасность в поисках удобного строительного материала.

Даже личинки, не имеющие домика, все равно окрашены под цвет грунта, и порой так окрашены, что найти ее невозможно. Такой детализации, как у природы, нет больше нигде. Отсюда- не усложняйте себе жизнь вязальщика, не вяжите то, что явно неестественного оттенка, и будем вам счастье.

Берите пример с природы- если ручейник или поденка вылетают темными, то незачем искать в коробке мушку светлую, стараясь сделать ее заметной не только для себя, но и для рыбы тоже, создавая тем самым проблемы количеством поклевок. Чем меньше будет различий в окраске насекомого, в количестве имеющегося на данном участке, и вашей мушки, тем больше поклевок и радости вы получите. А если уж совсем туго, то поставьте сигнализатор поклевки, и не ломайте глаза, отыскивая кончик шнура в бликах и завихрениях. И уж тем более никогда не проходите мимо бесплатных перьев, комочков шерсти, различных семян, так и норовящих забить все свободное пространство ваших вейдерсов, соберите в одноразовый пакетик горстку тех и тех образцов, и дома, спокойно вяжите нужное вам количество мушек. Нахлыст тем и прекрасен, что заставляет смотреть на мир по-другому, и радоваться любой мелочи. По себе знаю, когда я нашел после зимы первого паука на прибрежной травке, первую личинку под камнем, увидел первую бабочку и жука, я радовался как ребенок, который долго не мог видеть мир глазами и лишь слышал его из уст других, с сильно искаженными показателями, и вдруг ему такую возможность дали. Раньше я этого совершенно не замечал, был как все- хотя и думал о природе….Наверно, поэтому среди нахлыстовиков нет злых и жадных людей, нет целенаправленных паразитов, так и стремящихся изничтожить все, что попадется под руку, чтобы ни себе, ни другим больше не осталось. Теперь становиться понятно, что это не просто стиль ловли, это выдох того, до чего дошла душа. Одним словом- бесконечность….

Ссылка на основную публикацию